По закону рассчитывать на получение социальной помощи в виде экономической поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг может ограниченное число россиян – как правило, это семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также граждане, чьи доходы не позволяют оплачивать жилищно-коммунальные услуги в полной мере.
Государство дает им возможность воспользоваться правом заявительного характера на получение субсидии при оплате коммунальных услуг. Однако, чтобы получить жилищную субсидию, придется запастись терпением и подготовить как минимум десяток документов.
Вот что пишет в редакцию нашей газеты Татьяна Черкасова: «Обращаюсь от имени одиноко проживающих пенсионеров, оформляющих субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг – ЖКУ. С прохождением подобной процедуры сталкивалась три раза. Все три раза мне приходилось сдавать специалистам 18 копий квитанций и других документов. Если подсчитать, во сколько обошлась каждая, то сумма получится внушительная. Я согласна, что необходимые документы нужно предоставлять при первом посещении, но зачем это делать каждый последующий раз? Неужели специалисту не будет достаточным при очередном оформлении просмотреть оригиналы документов и прийти к выводу, что дополнительное бумажное сопровождение уже не нужно?»
Следует отметить, что обращение к нам Татьяны Николаевны – не единственное, пенсионеры неоднократно высказывали озабоченность по поводу этой темы. Среди бумаг, которые следует предоставить, пишет наша читательница, есть копии трудовой книжки, свидетельство об имущественной доле, договор о приватизации, удостоверение ветерана труда, паспорт и многие другие документы. Именно этот перечень вызывает возмущение пенсионеров, которые говорят, что в их возрасте паспорт уже бессрочен, а в трудовой книжке вряд ли появятся дополнительные записи. Но закон в ответ на подобное недовольство приводит свои доводы: паспорт можно потерять, на работу устроиться, а выходят замуж либо разводятся и в 70 лет.
Прокомментировать ситуацию взялась начальник отдела льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг управления социальной защиты населения (УСЗН) Наталья Эйвазова:
– Из обращения читателя «Магнитогорского рабочего» создается впечатление, что все пенсионеры, которые оформляют субсидию на оплату ЖКУ, постоянно носят с собой по 18 ксерокопий разных документов. На самом деле это далеко не так. Подавляющее большинство пенсионеров – получателей субсидий (примерно 90 процентов) приходят к специалисту раз в год, предоставляют лишь минимальный комплект документов: справку с места жительства и копии квитанций по оплате ЖКУ. Все остальные их данные занесены нами в специально подготовленный для каждого лист сверки документов личного хранения. В таком листе отмечены данные паспорта, трудовой книжки, документа о праве на льготы, при наличии – свидетельства о разводе, регистрации брака, данные всех документов, подтверждающих основание проживания в жилом помещении, а также контактный телефон. Если не произошло изменений в этих документах, то пенсионеру, переоформляющему субсидию, приносить копии не требуется.
Следует отметить, что создание базы листов сверки на 8,5 тысячи пенсионеров и семей, состоящих из пенсионеров, – инициатива управления социальной защиты населения администрации Магнитогорска. В других городах подобных баз нет. Причем магнитогорское подразделение проводит постоянную работу по пополнению базы данных. Чтобы сократить число предоставляемых справок, сейчас создают листы сверки документов личного хранения многодетных семей.
Автор обращения, считает Наталья Эйвазова, входит в те десять процентов пенсионеров – получателей субсидий, которым недостаточно просто подтвердить сведения, уже внесенные в лист сверки. Причин здесь может быть две. Во-первых, в жизни некоторых из этих горожан происходят изменения, влияющие на предоставление субсидий: смена места жительства, купля-продажа жилья, заключение договора с другой управляющей компанией, изменение состава семьи, трудоустройство и т. д. Понятно, что в этом случае человек должен принести соответствующие документы. Во-вторых, часть пенсионеров – жильцы жилищно-строительных, жилищных кооперативов (ЖСК, ЖК) получают субсидии в размере фактических расходов на оплату ЖКУ. Это значит, что во избежание переплат, согласно законодательству, они должны предоставить документы, подтверждающие эти расходы, по окончании срока получения субсидии (шесть месяцев) за каждый месяц ее получения. А это три копии квитанций в месяц, или как раз те самые 18 копий за полгода. Конечно, мы понимаем, что это существенная проблема, даже если речь идет всего о нескольких процентах от общего количества пенсионеров города. Но с вопросами о том, как ее решить, следует обращаться не в органы социальной защиты населения, а именно в ЖК, ЖСК и управляющие компании. Пока они не заключат с УСЗН соглашение об обмене информацией, необходимой для предоставления субсидий гражданам, эта ситуация, к сожалению, не изменится.
В прошедшем году управлением социальной защиты населения администрации города проведена большая работа по перераспределению заявителей на субсидии по периодам ее получения. Если до апреля 2015 года около 14 тысяч граждан оформляли субсидии на отопительный сезон с 16 марта по 15 апреля и с 16 сентября по 15 октября, что приводило к большим очередям и экстремальным нагрузкам на специалистов, то теперь на каждый месяц приходится примерно три тысячи заявителей. К сожалению, штат отдела не пересматривается, а значит, приходится изыскивать новые формы работы с населением.
Заявление о назначении субсидии можно подать в электронном виде. Для этого необходимо зарегистрироваться на Едином портале государственных услуг.
Специалисты управления социальной защиты населения оказывают помощь в регистрации на портале по адресу: улица Суворова,123, кабинет №8.
Для различных категорий заявителей на субсидии подготовлены памятки, содержащие перечни необходимых документов в соответствии с действующим законодательством. Такие памятки можно получить в центрах предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» (МФЦ). Причем ряд документов гражданам предоставлять не нужно. Это справки о получении (неполучении) пособия по безработице, о размерах пенсий, компенсационных выплат, детских пособий, о регистрации в налоговом органе.
Чем проще, тем невозможнее
В декабре 2014 года на пресс-конференции для СМИ губернатору Челябинской области был задан вопрос: «Хочется узнать, когда у нас будет упрощен процесс оформления субсидий на ЖКХ? Очевидно, что в 70, 80 лет семейное положение у пенсионеров явно не изменится, пенсии выше не станут. Почему все-таки каждый год мы заставляем стариков ходить по инстанциям, собирать кучу справок и просто усложняем им жизнь?»
Борис Дубровский ответил: «Я себе записываю в качестве задачи министру социальных отношений Никитиной. Ответим быстро, что мы можем сделать в этом направлении».
И ответ был получен за подписью тогдашнего начальника пресс-службы главы региона Олега Гришанкова. Пространный, на двух страницах, он пояснял, как и на основании каких законов предоставляются субсидии в Челябинской области, но суть сводилась к одному: «Упростить порядок предоставления субсидий ЖКХ не представляется возможным».
Вот, собственно, и ответ на письмо нашей читательницы Татьяны Черкасовой. Сколько ни возмущайся, какие доводы ни приводи – «не предоставляется возможным», и точка.
Но хотелось бы поделиться своими впечатлениями об эпопее под названием «Субсидия на оплату ЖКУ»: каждые полгода помогаю маме собирать документы и их копии на предоставление этой самой субсидии. Подсчитала: 10 документов и 12 копий, то есть всего 22 бумажки. И никаких послаблений, о которых рассказала Наталья Эйвазова: бумаги надо нести все, для этого нам выдали памятку из 11 пунктов, чтобы не забыли чего.
Последний раз мы были в МФЦ на Комсомольской, 38 в октябре, в следующий раз идти, как написано в «расписке об уведомлении», с 16 марта по 15 апреля. В октябре просидели в очереди два с половиной часа, и то пришлось приходить дважды: первый раз оказалось, что талончики в электронной очереди разобраны аж до 20 октября, а документы надо было сдать до 15-го.
И еще одно уточнение: моя мама – обычный пенсионер, она не входит в те 10 процентов, «которым недостаточно просто подтвердить сведения, уже внесенные в лист сверки»: не меняла место жительства, не изменяла состав семьи, не трудоустраивалась, не является жильцом кооператива… Мне кажется, от лукавого эти доводы законодательства, мол, пенсионеры теряют паспорта, женятся-разводятся, да еще на работу устраиваются в массовом порядке после семидесяти. Где такая статистика? Интересно было бы почитать.
Но если наши чиновники от соцзащиты, как рассказывает Наталья Александровна, решили хотя бы на местном уровне облегчить жизнь стариков в получении субсидий на оплату ЖКУ, то честь им и хвала. Надеюсь подтвердить лично: до 16 марта недалеко. А еще из посещений МФЦ мне вспомнилась одна «маленькая» проблема: недоступность туалетов. А ждать-то в очередях долго, да и люди в основном старые. Пожалели бы…
Фото Валентин СИЧЕНКО