Рабкор Вьюга бьёт тревогу. О чём писал «Магнитогорский рабочий» 26 сентября 1931 года

Полный драматизма момент истории города отразился в тех осенних номерах газеты.
Даёшь домны!
«Пять дней осталось до пуска домен», – сообщается в шапке выпуска «МР» от 26 сентября. Мы знаем, что первая магнитогорская домна даст чугун только к февралю 1932 года. Но по директиве ЦК ВКП(б) завод должен был начать выпуск продукции уже 1 октября 1931-го.
Вместе с первыми домнами «Магнитогорский рабочий» держал под контролем строительство других важных объектов – ЦЭС и Коксохимкомбината. В номере от 26-го числа сообщается, что в этот день организованы совместные рейды ударных бригад «Правды», «Уральского рабочего», «МР», многотиражек «Электроток в срок», «Коксовик» и рабоче-крестьянской инспекции для проверки готовности к пуску ЦЭС и КХК. Третья полоса «МР» рассказывает о недоработках на их строительстве.
Первая же полоса целиком посвящена домнам. На подмогу отстающим работникам конторы «Стальмост», занятой на монтаже кауперов домны, прибыла штурмовая бригада из Днепропетровска. Ударники внесли массу рационализаторских предложений и организовали «боевой темп», обстановка изменилась коренным образом. «Ряд ударников краснознаменной штурмовой бригады днепропетровцев заслуживает представления к высшей трудовой награде – ордену Ленина», – итожит «Магнитогорский рабочий».
Рабкоры-чеканщики сообщают, что чеканные работы на каупере стоят. «Рабочая сила расставлена неправильно», – сетует бригада Залышкина. Неправильная организация труда не дает ударно работать и бригаде клепальщиков Боровко. Подвергнут критике конный двор, сорвавший работу Общестроя, занятого на отделке воздуходувки и насосной станции №2, необходимых для пуска домен.
«Выше темпы кладки огнеупора!», «Сосредоточить внимание на качестве кладки», «Форсировать работы на пылеуловителях», «Ударными темпами закончить монтаж 1-й домны» призывают заголовки раздела «Вчера на стройке». Здесь есть также «Рапорт побед Бетонстроя домны» и хвалебная заметка «Учитесь работать у кладчиков Цветкова». «Водопровод не должен стать преградой своевременному пуску домен», – гласит отчет бригады «МР», побывавшей на «Водоканалстрое». Проблему нехватки специалистов для пуска доменного цеха освещает С. Шиб.
«Жены рабочих борются за домны наравне со своими мужьями» – под таким заголовком пишет о 53-х женских штурмовых бригадах Ощепков. Домохозяйки помогают на штурмовых участках домны, коксохимкомбината, ЦЭС, соцгорода. «Бригада имени ударниц Донбасса вызвала отставших жен рабочих на создание бытовой бригады по стирке и чинке белья ударникам», – говорится в заметке. Обеспокоена газета и организацией питания рабочих, поэтому корреспонденты настаивают на скорейшем проведении ремонта на хлебозаводе №2 и строительстве молочной фермы.
Тут же приводится обзор производственной стенной печати. «Низовая печать транспорта вместо боевой борьбы за ликвидацию отставания беззубо шамкает под прикрытием рогожного знамени», – клеймит «младших братьев» главный глашатай стройки «МР». Как известно, на Магнитострое рогожное знамя вручалось отстающим.
Подкачал культурно-бытовой фронт
Публикации под общим заголовком «Пока снег не пойдет, коммунальный отдел не шевельнется» затрагивают злобу дня: рабочие, призванные штурмовать объекты великой стройки, проживают в невыносимых условиях. «Приказ т. Гугеля об отеплении бараков, уплотнении их и переселении рабочих из палаток многими организациями не выполняется, – сигнализируют участники рейда «МР». – На туковом комбинате в 30 бараках нет ни одной печки. Завалинки не засыпаны. Из-под полов дует. На шестом участке необходимо отремонтировать печи, вставить двойные рамы, починить крыши» – подобная картина наблюдается повсеместно. Железнодорожники пишут: «Много квалифицированных рабочих живут в вагонах, которые не отепляются и не освещаются».
Об отставании строительства школы фабрично-заводского обу-чения пишет бригада «Правды» и «МР». «Вши заедают ребят. Учеников водят раз в месяц в баню, белье меняют раз в полтора месяца. В бараках грязь, холод, крыши протекают. Питание также поставлено из рук вон плохо. Многие полураздеты, ходят босиком». В результате «фабзайчата» массово покидают школу ФЗУ, учебный год под угрозой срыва.
Организация быта рабочих и подготовка к зиме – одна из главных тем «МР» в сентябре 1931 года. Показателен «обзор по рабочим письмам» от 15 сентября. Именно к этому дню по приказу Гугеля коммунальный отдел и коммунтрест должны были очистить город от нечистот. Но… «Мусор скопляется огромными кучами, разносящими заразу по всему участку, но самое большое зло – это уборные», – пишет автор обзора Тужилкин.
«На 5-м участке, – пишет рабкор Спиридонов, – стоит переполненная уборная. В ближайших бараках невозможное зловоние». «На 14-м участке, – сообщает Кияус, – по улице не пройти, из забитой уборной все нечистоты текут наружу». «На 13-м участке уборные не очищаются, – пишет военкор. – Начинается загаживание вокруг бараков».
Жилища кишат клопами. Не хватает воды, иногда она непригодна для питья. Страшным следствием антисанитарии стало распространение брюшного тифа. «В бараке №22 на доменном городке 4-ю декаду живем без умывальников. Кругом барака грязь, нет ни одной ямы для мусора. Постельные принадлежности не меняются в течение трех месяцев. В бараке начинает распространяться брюшной тиф. После увоза больных дезинфекция не проводится», – сообщает рабкор Вьюга.
В связи со вспышкой тифа в город прибыл санитарный поезд областного комитета Российского общества Красного Креста. В номере «МР» от 23 сентября размещен отчет о его работе. «Продезинфицированы бараки и вещи рабочих, очищены площадки и выгребные ямы, похлорированы уборные. Все бараки охвачены санпросветом. Подходят к концу работы по прививке». Вот цифры из рапорта начальника санпоезда Колчанова: «Сделано прививок от брюшного тифа 36500. Вымыто в бане 16657 человек. Очищено и продезинфицировано 209 бараков. Пропущено через дезокамеру около 15 тыс. пуд. одежды».
С прибытием санпоезда в городе организуют кружки, ячейки, посты и ударные бригады РОКК. Активнее всех в движении участвуют комсомольцы. Успех строительства домен они связывают с организацией здорового быта рабочих. Быть может, и бытовая неустроенность сыграла свою роковую роль в том, что «мы не выполнили директивы ЦК о пуске завода первого октября», как констатировал «МР» от 30 сентября 1931 года. Был объявлен десятидневный «большевистский штурм имени товарища Сталина», но и он не сыграл решающей роли в окончании строительства домен…
Exit mobile version