На вопросы корреспондента chrdk.ru отвечает заведующая лабораторией нейролингвистики Высшей школы экономики Ольга ДРАГОЙ.
– Сейчас многие пытаются выучить второй, третий, пятый язык. Продвинулась ли наука в понимании того, как это надо делать?
– Есть два основных подхода: или ты учишься в классе, или в среде – как дети усваивают язык. Взрослым кажется логичнее сесть за парту, прочитать грамматику, усвоить правила. Так можно добиться высокой степени владения, но наиболее полноценное усвоение языка происходит в среде. В такой ситуации мозг работает подобно черному ящику: на входе есть язык, как мозг его «переваривает», мы точно не знаем, но он сам вычленяет нужные структуры – и это приводит к автоматизму. Во взрослом возрасте этот путь затруднен, потому что мозг уже не так пластичен. Когда ребенок рождается, у него не все отделы мозга до конца сформированы. Считается, что этот процесс имеет прямое отношение к изучению языка – родного или иностранного. Так что, если вы очень молоды, лучше пойти по пути свободного усвоения, тогда вы станете билингвом, то есть человеком, свободно владеющим двумя языками.
– Можно ли улучшить способность к изучению языка химическими или хирургическими методами?
– Нет, мы ведь не знаем, на что воздействовать, к тому же в медицине есть проблема точечной доставки препаратов. Но на самом деле усвоение языка – это целый комплекс психических функций. Это, кстати, отдельный момент – тема изучения у людей, владеющих разными языками, управляющих функций – контроля, переключения и удержания внимания. Из-за того что таким людям приходится постоянно переключаться между языками, у них автоматически происходит тренировка этих функций. Поэтому во многих тестах на мыслительные способности они впереди монолингвов.
– То есть изучение языка тренирует наши мыслительные способности в целом?
– Да. Билингвизм – это лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку. А для вас самих второй язык – это один из способов лучше сохраниться к старости, наряду, например, с грамотностью в смысле умения читать и писать. Грамотность, второй язык, уровень образования – это его частички, способ тренировать мозг. Есть исследования, которые показывают, что у грамотных и высокообразованных людей меньше вероятность деменции – приобретенного слабоумия – в пожилом возрасте.
– Что происходит в мозгу, когда мы учим новый язык?
– Функции, задействованные в изучении языка, сложным образом переплетаются на психологическом уровне, а на уровне работы мозга это выражается во взаимодействии между разными зонами. Оно происходит, когда нервный сигнал проходит по цепочке нейронов, и проторенный путь всегда будет эффективнее нового. На этом основан, в частности, механизм памяти. Изучая язык, мы «протаптываем» эти нейронные тропинки, по которым идут сигналы в мозгу.
– Есть множество баек про людей, которые в результате травмы головы внезапно начинают говорить на иностранном языке. Может ли такое быть?
– Даже если предположить, что такие истории могли иметь место, то совершенно точно это невозможно, если человек раньше никогда не подвергался воздействию этого языка. Он не может сам придумать языковую систему, которая будет соответствовать настоящему языку. Второй вопрос – как долго человек подвергался воздействию этого языка. Пример: американская семья усыновила корейского ребенка в годовалом возрасте. До года ребенок жил в Корее, с ним разговаривали по-корейски. Переехав в Америку, он стал говорить сразу по-английски, а по-корейски даже не начинал и, услышав этот язык, не воспринимает его как что-то знакомое. Но в некоторых обстоятельствах можно предположить, что мозг переключится в другой режим и будет хотя бы как-то по-другому реагировать на давно забытый язык. Эксперименты такие проводились, но они все противоречивые, потому что слишком много влияющих факторов.
Фото Илья МОСКОВЕЦ