Сегодня мы открываем архивную рубрику «МР», в которой будем рассказывать, о чем писала наша газета в этот день много лет назад.
Тогда, на границе 90-х, мы, кажется, еще не осознавали, что находимся на порубежье двух больших и очень разных эпох. Атмосфера накалялась, не за горами были большие кризисы 1991 и 1993 годов. Начиналось время, которое сделало нас иными…
Первыми бросаются в глаза пугающие заголовки номера от 15 августа 1990 года: «Итоги неутешительны», «С памятью не в ладах», «Нам яблоки не нужны…», «Печенье в борщ не положишь», «Не пускайте детей в школу!», «Зубы не рвем», «Дело – табак!», «Так кто же нас накормит?»
В те дни в исполкоме горсовета народных депутатов рассмотрели итоги выполнения плана экономического и социального развития города за первое полугодие 1990 года. Улучшений не заметно, экономическое положение Магнитки, увы, остается неустойчивым. Например, план по прибыли промышленных предприятий недовыполнен на 9,4 миллиона рублей, объемы производства продолжают падать, в упадке и капитальное строительство – введено в строй всего 36,6 процента жилья от планируемого, продолжает расти напряжение на потребительском рынке. Проблема эта как наиболее актуальная – на острие пера у журналистов «МР». Всем нам в ту пору было не до жиру…
«Школьники, учащиеся ПТУ, студенты вузов и техникумов! В связи с чрезвычайным положением, сложившимся с уборкой овощей в области, приглашаем вас принять активное участие в уборке картофеля» – призывал через газету горком ВЛКСМ, обещая заработную плату от 155 рублей и автобус к месту работы. Все, конечно, «впрягались» – не только молодежь, но и многие работники предприятий. И что из этого выходило?
«Захожу в овощной магазин, а на прилавках пусто. Ни морковки, ни картошки, ни лука. Продавцы, и те возмущаются. И это – в самый овощной сезон. Зато весь магазин набит печеньем и чесноком. Но ведь из печенья борща не сваришь. Куда все девается?» – вопрошала со страниц «МР» читательница Александра Андреевна. «Вчера ездили на уборку картошки в Первомайский совхоз. Хорошо поработали. Но вот что возмутило: в городскую торговлю не поступило ни одного клубня», – негодовала и работница обувной фабрики Татьяна Астахова.
«Муж работал в свой отпуск в Мичуринске Тамбовской области на уборке урожая, – рассказала редакции по телефону Раиса Никитина. – Рассчитались с ним отборными яблоками – три тонны. Он их отправил железной дорогой, а меня попросил узнать, где их можно сдать – не стоять же на рынке. Позвонила в коопторг, а там мне ответили: «Нам яблоки не нужны». Журналист «МР» тогда дозвонился в торговую организацию и три тонны яблок «пристроил».
Не было на прилавках табака, который распространялся почему-то исключительно на промышленных предприятиях, в газете обозначена и проблема отсутствия в продаже детской одежды, и, конечно, нехватки колбасы, ставшей на много лет притчей во языцех.
«Снабжение населения мясопродуктами упирается в мясокомбинат, коллектив которого конфликтует, проводит забастовки», – писал В. Карелин. А большой материал Олега Вилинского, в ту пору народного депутата горсовета, под названием «Документы свидетельствуют», был посвящен проблеме поставок сырья на мясокомбинат. «Выработка вареной колбасы в сутки не более 10-12 тонн. Такое количество для города создает острую нехватку колбасных изделий, что кончается элементарным неотовариванием талонов… Мясо вообще не поступает». А вот красноречивая цитата из послания работников мясокомбината, которое было опубликовано в «МР» в июне того же года: «Не будоражьте народ, и без того злой, обманутый, голодный, замученный очередями»…
И все же не только о колбасе думали и мечтали люди в то нелегкое время. Тот же О. Вилинский рассуждает о теме названий улиц города, призывая увековечивать в них знаменательные вехи истории города и имена знатных людей Магнитки. Ветеран войны и труда, отличник Аэрофлота В. Калиниченко посвящает свою публикацию 60-летию магнитогорской авиации – именно 15 августа 1930 года «на окраине Магнитогорска совершил посадку самолет, выполнивший первый официальный почтово-грузовой рейс и положивший этим начало эксплуатации воздушной линии по маршруту Свердловск – Челябинск – Магнитогорск». Стало быть, сегодня исполняется ровно 85 лет с того дня, когда мечта первых магнитогорцев о небе сбылась.