Начиналось оно в тяжелые военные годы, когда родине нужна была помощь каждого.
И танки наши быстры…
Массовое тимуровское движение пионеров и школьников возникло в начале 1940-х годов под влиянием повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и одноименного фильма, герои которых стали примером для тех ребят, которые хотели быть полезными людям и своей стране не после окончания школы, а теперь и немедленно. И тут в полной мере пригодились самые лучшие черты ребячьих душ: неуемная жажда деятельности, благородство, мужество, доброта, сердечность, готовность к самопожертвованию.
Нападение фашистских захватчиков всколыхнуло патриотическое движение, в которое включились даже дошколята. «Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка» – это строки из письма, написанного печатными буквами, присланного в 1943 году в редакцию «Омской правды». И дошкольники отозвались на призыв маленькой Адели –
у кого не было сбережений, зарабатывали на танк концертами.
Средства на строительство танков, самолетов, бронепоездов собирали многие трудовые, комсомольские и пионерские коллективы страны. Не остались в стороне и магнитогорцы. В 1943 году в наш город пришла телеграмма от Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина: «Магнитогорск, секретарю ГК ВЛКСМ Буйвиду. Передайте пионерам и школьникам Магнитогорска, собравшим 150000 руб. на строительство танка «Магнитогорский пионер», благодарность Красной Армии и мои пожелания им здоровья и успехов в учебе и общественной работе».
Ты – пионер!
В годы Великой Отечественной войны тимуровские отряды действовали в школах, детских домах, клубах и домах пионеров, по месту жительства. В стране насчитывалось более двух миллионов тимуровцев.
Вот с каким призывом обратилась тогда к сверстникам командир тимуровского отряда города Егорьевска Наташа Стрелянова: «В дни, когда наша страна переживает тяжелый период, когда весь советский народ работает для фронта, неужели мы, тыловые ребята, не впишем ни одной замечательной страницы в историю Отечественной войны? Из скольких семей ушли сражаться отцы, сыновья, мужья! Сколько многодетных матерей работает для нужд фронта! А кто должен помочь этим матерям – наколоть им дров, помыть пол, посидеть с ребятами? Ты, пионер!»
И пионеры ходили по семьям фронтовиков, топили печи, кололи дрова, стирали, убрали, писали письма под диктовку, навещали раненых в госпитале, собирали для них лекарственные травы, помогали старикам, собирали металлолом, для фронтовиков шили кисеты и носовые платки, вязали носки и шарфы, собирали теплые вещи.
Ребята нашего двора
«Самая лучшая тимуровская команда была у ребят из дворов по улицам Чкалова и Фрунзе, – писал в воспоминаниях о своем детстве известный магнитогорский журналист Владимир Каганис («С высоты прожитых лет», «Магнитогорский металл» от 30.03.2013 г.). – Звучал горн, поднимался флаг, и начинался трудовой день. Нужно было натаскать и аккуратно сложить у помоек такие кучи мусора, чтоб дворники не знали: плакать или благодарить нас. Нужно было доставить покупки инвалидам, покалеченным войной, и старикам. А кто у нас был Тимуром? Кто заряжал целенаправленной энергией и запрягал в дружный коллектив? Почти по стойке смирно спустя годы я ему рапортовал:
– Здравия желаю! Дорогой Тимур, мой сын учился под твоим началом. По твоему приказанию я явился на родительское
собрание.
И только тогда сопоставил своего Тимура с именем и отчеством директора электротехнического лицея №41 Виктора Рекечинского. В энциклопедии Магнитогорска сказано, что он заслуженный учитель РСФСР, отличник профтехобразования, кавалер ордена Дружбы народов, всю жизнь учил детей. Не сказано лишь о начале: он был, по-моему, самым лучшим Тимуром соцгорода. И остался им на всю жизнь…».
Виктору Рекечинскому, магнитогорскому Тимуру, сегодня восемьдесят. За плечами долгие годы руководства учреждениями профессионального образования и всей системой профтехобразования города, а также активной общественной работы. Он действительно всю свою жизнь оставался Тимуром – неравнодушным, внимательным и добрым к людям, с открытым горячим сердцем. Такими же старался Виктор Моисеевич вырастить и своих многочисленных
воспитанников.
А на память о послевоенных годах, когда Виктор Рекечинский командовал тимуровским отрядом, у него осталась фотография 1948 года, которую он принес в редакцию. Мы публикуем ее не без надежды, что кто-то из бывших тимуровцев узнает себя и откликнется.
Не все имена и фамилии сохранились в памяти, не все тимуровцы тех лет ныне живы. Это ученики школ №16, 31 и 8 вместе с вожатой, стоят они на фоне теперешнего дома №64 по улице Чайковского. На фото есть Алик Шварцман, Виталий Ищенко, Леня Гольштейн, Леня Трахтенгерц, Африканов, Петров, Лангольф, Вилков, Макаров, октябрята Алла и Вадик Рекечинские – сестра и брат Тимура. А вот и он сам рядом со знаменосцем Женей Прохоровым.
Не случайно этот отряд слыл лучшим. Ребята этого двора – дети работников металлургического комбината, сотрудников и преподавателей горно-металлургического института и индустриального техникума, жили дружно, по вечерам вместе с родителями играли в волейбол, лапту. В этом же доме располагалось общежитие ремесленного училища №13, общение с учениками и директором которого, возможно, предопределило дальнейшую судьбу Виктора Рекечинского.
…Сегодня в России возрождается тимуровское движение. И пусть мы живем в мирное время – дело Тимура будет продолжаться до тех пор, пока есть на свете люди, готовые помочь нуждающимся. Можно взять шефство над одинокими стариками или помогать многодетным семьям, наводить порядок в своем дворе и ухаживать за цветами и деревьями – да мало ли дел может найти себе тот, у кого доброе сердце! Главное – не терять времени даром.
Фото из личного архива Виктора Рекечинского