Почти каждый школьник в конце учебного года получает рекомендуемый перечень литературы на лето.
В зависимости от содержания он вызывает у детей и родителей самые разные чувства – от изумления, возмущения и отторжения до восхищения (у немногих).
Впрочем, список является всего лишь рекомендательным, то есть, по сути никто не обязывает наших детей прочитать все включенные в него произведения, к тому же чем перечень разнообразнее, тем больше надежды хоть чем-то «зацепить» юных читателей. И все же…
«Эти книги абсолютно далеки от интересов детей девяти-десяти лет, их читать не будут, – написал в комментариях к списку летнего чтения для третьеклассников, размещенному на одном из образовательных порталов, очевидно, кто-то из родителей. – «Рекомендатели» совершенно не понимают детей. Какой «Белый Бим», какая «Бронзовая птица» и «Кортик», тем более «Гаврош»? В этом возрасте серьезную литературу не читают».
По поводу «Белого Бима» и «Гавроша» можно поспорить с возмущенным родителем – все дети разные, и не «загадженного» окончательно ребенка есть еще шанс вернуть на «путь истины» и заинтересовать литературой о сверстниках. Но в том же списке рядом с милыми и безобидными «Синичкиным календарем» и «Приключениями Карандаша и Самоделкина» мы с удивлением обнаружили, к примеру, и «Прометея прикованного» Эсхила. А в летнем перечне для выпускников начальной школы, а это дети десяти-одиннадцати лет, – «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. Даже «могучий столп» русской литературы Осип Мандельштам признался, что осилил список кораблей из «Илиады» лишь наполовину, а Борис Гребенщиков и вовсе философски заметил: «Список кораблей никто не прочтет до конца».
Разговор о рекомендательном списке на лето рано или поздно неизбежно «сворачивает» на обсуждение школьной программы по литературе в целом.
– Книги, предложенные для изучения в школе, порой слишком «взрослые», – убеждена учитель литературы Светлана Полинина. – Они часто недоступны для детского восприятия и вместо любви к чтению могут вызвать отторжение. И тем не менее мы должны «пройти» их на уроках. Недавно моя десятилетняя дочь просила меня вслух почитать ей «Коня с розовой гривой» Виктора Астафьева, потому что ей сложно было воспринять язык этого произведения. А сама я в свои тридцать семь с удовольствием вновь открываю для себя некоторые книги из школьной программы, которые когда-то в отрочестве были мною не поняты и не приняты.
С другой стороны, есть опасность, что если в детстве мы не дадим ребенку наиболее полное представление обо всех направлениях и известных авторах мировой литературы, он может о них никогда и не узнать… Скорее всего, единого «рецепта» для составления школьной программы, как и списка на лето, просто нет. Нельзя забывать о том, что всякое произведение искусства рассчитано на своего читателя, зрителя, слушателя – на того, кому оно, что называется, «на душу ложится». Восприятие человеческое очень индивидуально, и это здорово. Опрос, проведенный нами среди читателей библиотек, показал, что одно и то же произведение может показаться завораживающе прекрасным подростку и неимоверно сложным, «замороченным» и непонятным взрослому человеку.
С этой точки зрения показателен любопытный случай, рассказанный одной из читательниц. Однажды эксперимента ради она повела свою восьмилетнюю дочь на оперу Чайковского «Евгений Онегин», которую давали на магнитогорской сцене во время международного фестиваля. До этого девочка на серьезных «взрослых» музыкальных спектаклях никогда не бывала, более того, о содержании литературного первоисточника понятия не имела. Она была в восторге от оперы и по дороге домой требовала роман в стихах Пушкина. И даже ознакомилась с ним, правда, частично, испытав затруднения в тех местах, где автор изъяснялся на модном в описанные времена французском. Другая читательница с гордостью рассказала, как ее сын в трехлетнем возрасте декламировал в трамвае «Анчар». Смысла стихотворения ребенок не понимал, но его завораживала красота пушкинского слога.
Что же касается списка литературы на лето, учителя при его составлении могут руководствоваться разными принципами и целями. Некоторые включают произведения из программы следующего класса, чтобы заранее подготовить ребят к их изучению. Другая стратегия – дать книги «вокруг программы», то, что расширит кругозор, поможет потом провести какие-то параллели. Возможно пересечение двух принципов.
В начальной школе одна из основных задач внеклассной работы по литературе – поддержание и улучшение показателей техники чтения. Многие учителя настойчиво рекомендуют в этом возрасте непременно читать вслух по 20-30 минут в день, даже не важно, что. Хотя при таком формальном подходе интереса к чтению не привить. Рекомендательный список в данном случае тоже необходим, и достаточно интересный.
Фото Илья МОСКОВЕЦ