На волне общественной дискуссии вокруг трагедии в Казани тема травли в школьных классах встала особенно остро. Все знают, что иногда это явление имеет место быть в наших учебных заведениях. Но не всегда, особенно начинающий педагог, может вовремя заметить неладное.
Корреспондент «МР-инфо» пообщался с психологом Алиной Чинючиной и узнал, на какие признаки нужно обращать внимание, например, классному руководителю, чтобы заметить и пресечь нездоровые тенденции в школьном коллективе.
«Нужно понимать, что объектом травли может стать любой ученик. На это не влияют ни социальное положение родителей, ни успеваемость, ни внешний вид. Каждая такая ситуация индивидуальна, но есть определённые общие моменты в поведении тех, кого травят и тех, кто выступает в роли агрессора. Работать нужно и с теми и с другими», – говорит Алина.
Если ученик:
– очень замкнутый
– сторонится одноклассников
– сутулится
– не встречается ни с кем взглядом
Вполне вероятно, он подвергается агрессии со стороны других учащихся.
Иногда видом защитной реакции на коллективную травлю является повышенная агрессивность конкретного ученика.
Поскольку зачастую подобные взаимоотношения в классе сопровождаются актами физической агрессии, то после ухода класса могут оставаться следы драки (кровь, например). Также могут оставаться следы борьбы на одежде учеников (следы от обуви, порванная одежда и т.д.).
Как вести себя взрослому человеку?
Для начала попробовать индивидуально поговорить с тем, кого травят и разузнать подробности. Не факт, что школьник сразу раскроет перед вами свою душу, но постепенно завоевать его доверия возможно.
«Чтобы пресечь дальнейшую агрессию, имеет смысл «здесь и сейчас» поговорить с классом. Для первого разговора достаточно назвать вещи своими именами: не шутки, а травля, не случайность, а умышленное стремление причинить страдания другому. Это нужно для того, чтобы не дать обидчикам возможность «оправдать» свои действия. Причём в процессе разговора нужно подчеркнуть, что поведение в стиле «моя хата с краю» – тоже травля и пособничество ей. Класс должен осознать, что у него проблема, и она – не частная, а как раз общая, которую решать предстоит всем вместе», – отмечает психолог.
При этом не стоит на первом же профилактическом занятии пытаться «помирить» условного Васю с условными Петей, Толей, Колей. Формирование здорового микроклимата в коллективе – процесс долгий и потребует регулярных занятий на укрепление командного духа, дружелюбия, взаимоподдержки.
Наша собеседница подчеркивает, что одна школа не всегда может решить проблему полностью. Зачатую, требуется работа с связке с семьями, так что родителям школьников нужно быть готовыми к такой работе.