Улыбка Гагарина. Секретарю «МР» тоже довелось стать первопроходцем

Накануне юбилея нашей газеты памятные снимки, рассказывающие о работе редакции в 1950-60-е годы, прислал сын известного магнитогорского журналиста и писателя Петра Гагарина Валерий. 

Валерий Петрович не помнит «забайкальский» период жизни своей семьи. Когда ему минуло два года, родители – тогда еще будущий ответсек «МР» Петр Гагарин и будущий журналист нашей газеты, а позднее собкор ТАСС в Магнитогорске и редактор промотдела городской телестудии Мария Горелько – переехали в Магнитку. О раннем периоде работы Петра Ивановича в нашей редакции рассказывает снимок 1952 года, где тот запечатлен вместе с лучшим другом – художником «Магнитогорского рабочего» Геннадием Шибановым на балконе своего кабинета.
«Литературной» части жизни Петра Гагарина касается фото 1958 года, сделанное во время редакционной встречи с писателем Эммануилом Казакевичем. Знаменитый писатель сидит в центре, обратив взор на магнитогорского поэта Бориса Ручьева, а слева от Эммануила Генриховича – еще одна легенда Магнитогорска литературного Нина Кондратковская. Во втором ряду стоят Петр Гагарин, Демчо Стефанов, писатель Николай Воронов, редактор «Магнитогорского рабочего» Александр Кондаков, сотрудники нашей газеты Коломиец, Шишмаков, Селиванов.
Фотографии 1965 года – с так называемой «массовки» – организованного коллективного выезда на озеро Банное. В «массовках» любили участвовать заядлые рыбаки Гагарин, Шибанов, весельчак Шушунов, Рыбаков (над рыбаком с такой фамилией, конечно, беспрестанно подшучивали), а также редактор Кондаков и участник литобъединения Ручьев. В эти дни все собирались с удочками у входа в редакцию и ждали, когда за ними приедет бортовой грузовик… На фото Борис Ручьев, отличавшийся, несмотря на пережитое в молодости, веселостью и огромным жизнелюбием, шутит. Широко улыбается известный резким и суровым характером Гагарин, и даже у обычно строгого Кондакова в такие моменты появляется на лице улыбка. Поблизости в это время наверняка потрескивает костерок, над которым булькает в котелке уха, а чуть подальше гоняют мяч дети сотрудников редакции и литераторов. На «массовках» сын Петра Гагарина Валера познакомился и подружился с Юрой Балабановым, с которым потом вместе ходили в стрелковый клуб, Сашей Шибановым, Толей Ременником.
Рыбалка имела для Петра Гагарина, наверное, какой-то сакральный смысл. Ведь он родился и рос на лесной заимке у подножия Таганая, был одним из десяти выживших в лихие годы детей лесника. Семейство голодало, а однажды, в самую бескормицу, их спасла от смерти именно рыбалка, которой промышлял старший брат Петра Григорий.
В архиве Валерия Гагарина сохранились семейные снимки на фоне полуразрушенного бревенчатого дома – «родового гнезда» Петра Ивановича, который в честь малой родины публиковал свои рассказы под псевдонимом Таганаев. А о жизни в лесничестве его отец Иван Алексеевич в последний год жизни написал автобиографические очерки – их бережно хранит внук Валерий Петрович. Кстати, первый фотоаппарат в семье Гагариных появился в 1960-е годы, а пользоваться им научил фотограф «Магнитогорского рабочего» Борис Ерофеев, друг Петра Ивановича, тоже фронтовик. Возможно, именно им сделаны редакционный и «массовочный» снимки, опубликованные сегодня.
Валерию Петровичу довелось в те годы наблюдать насыщенную яркими событиями творческую жизнь не только отца, но и мамы, информационные заметки которой публиковались в 1950-60-е годы в центральных изданиях Советского Союза. Семейный архив хранит и рабочие снимки Марии Горелько: вот она в телестудии, а вот фотообъектив запечатлел ее рядом с высокими гостями – Джавахарлалом Неру и Индирой Ганди, которые посетили наш город в 1955 году. Мария Андреевна на этом фото, как обычно, пишет что-то в своем репортерском блокноте.
Собрав материал для заметки, Мария Горелько отправлялась домой, писала текст сообщения и передавала его по телефону в ТАСС. Потом дублировала его на портативной пишущей машинке, которую ей специально для этих целей прислали из Москвы. Работать дома было удобно: можно было успеть накормить обедом мужа, ненадолго отлучившегося из редакции, находившейся на той же улице Пионерской. Потом «Магнитогорский рабочий» переехал в новое здание на правом берегу, и Петру Гагарину, ездившему на работу на трамвае, нужно было выходить на остановке «Улица Гагарина». «Сижу, дремлю. Как назовут мою фамилию – выхожу», – шутил он.
В 1965 году в жизни Гагарина произошли перемены. Ему довелось стать создателем и первым руководителем редакции многотиражной газеты «Метизник» Магнитогорского метизно-металлургического завода. Для ее коллектива первый редактор во все времена служил примером ответственного отношения и любви к своему делу.
Exit mobile version