Специалисты говорят: пора бить тревогу.
И есть отчего, ведь разговор касается жестокого обращения с детьми.
К счастью, не говорят – не значит, что ничего не делают. По крайней мере, в Магнитогорске. В этом довелось убедиться, побывав на конференции «Право на детство: профилактика и защита детей от жестокого обращения в образовательном учреждении и семье», организованной по инициативе отдела по делам несовершеннолетних администрации Магнитогорска и поддержанной преподавателями кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования МГТУ. В работе конференции приняли участие также представители правоохранительных органов и учреждений здравоохранения. Узнать о ситуации в городе, перенять опыт работы и поучиться у коллег собрались руководители образовательных учреждений Магнитогорска, педагоги и общественники.
Заместитель главы города Вадим Чуприн отметил, что люди, ответственные за психологическое здоровье ребенка, собрались не потому, что в городе ситуация с насилием в отношении детей «выходит за рамки». За год в Магнитогорске официально зарегистрировано всего четыре случая жестокого обращения с детьми. Задача у педагогов, сотрудников полиции и медиков другая: попытаться общими усилиями сделать так, чтобы искоренить такие явления.
Начальник отдела по делам несовершеннолетних администрации Магнитогорска Любовь Щебуняева считает, что для начала проблему насилия над детьми надо сделать «гласной», не замалчивать случаи избиения, попыток сексуальных посягательств на несовершеннолетних. Во многих странах важность проблемы жестокого обращения с детьми осознается и государством, и обществом в целом. Кроме того, насилие над ребенком все чаще становится центральной темой международных и региональных конференций. Однако в отличие от Запада, где даже за попытку поднять руку на ребенка его изымают из семьи, у нас дело обстоит не так, как хотелось бы. Особенность российской ситуации в том, что на обсуждение семейного насилия, жестокого обращения с детьми и в целом насилия против личности был наложен негласный запрет, эти проблемы длительное время замалчивались. Семейное насилие находилось в поле зрения только криминологов и специалистов, расследующих преступления, совершенные на семейно-бытовой почве.
Выделение жестокого обращения с детьми в самостоятельную и значимую проблему – только первый шаг, направленный на ее разрешение и минимизацию последствий. Но пока даже на этом пути возникают препятствия, среди которых отсутствие фундаментальной научной базы, специальных нормативно-правовых актов по защите жертв семейного произвола. Одной из самых сложных преград остается недостаток объективной информации о степени распространенности и причинах применения негуманных способов воспитания в семье.
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но следствие у них всегда одно – серьезный ущерб для здоровья, а порой и реальная угроза для жизни. Среди причин возникновения жестокого обращения с детьми сотрудники отдела по делам несовершеннолетних выделяют безработицу или низкую материальную обеспеченность, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию одного или обоих родителей, присутствие в семье вернувшегося из мест лишения свободы, одиночество или распавшийся брак, отсутствие привязанности к ребенку, чрезмерную требовательность к нему.
Семьи, находящиеся в социально опасном положении, уже представляют угрозу для детей в плане жестокого с ними обращения. В Магнитогорске на учете сегодня состоит более ста шестидесяти таких семей, где воспитываются около трехсот детей. Сорок семь родителей из этих семей состоят на учете в полиции за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Около ста семидесяти родителей злоупотребляют алкоголем, пятнадцать – наркоманы. Только за десять месяцев нынешнего года собрано почти сто семьдесят материалов на лишение родительских прав. За это время выявлено семь фактов жестокого обращения с детьми, однако в суд направлено только четыре уголовных дела.
Представители детской городской поликлиники №6 привели свою статистику. Участковыми врачами, медицинским персоналом поликлиники на медицинских комиссиях с 2008 по 2014 год выявлено пятьдесят два случая жестокого обращения с детьми. По данным медиков, в последнее время отмечается рост числа фактов жестокого обращения с детьми, увеличивается количество «заброшенных» и оставленных без внимания несовершеннолетних.
По закону любой гражданин должен сообщить о подозрении или случае насилия над ребенком. Педагоги и медицинские работники в числе первых должны заметить следы жестокого обращения, а, значит, пресечь возможность его повторения. На самом же деле часто приходится сталкиваться не только с равнодушием педагогов и руководителей образовательных учреждений, но и с явным замалчиванием выявленных фактов насилия над ребенком, посетовала Любовь Щебуняева.
Особенно печально, когда это касается дошкольных учреждений. Наверное, воспитатели вспомнят случаи, когда ребенка «забывали» забрать из детского сада. Приходилось оставлять его на ночь со сторожем или забирать к себе домой. И лишь когда мать не являлась за малышом и на следующий день, педагог принималась искать нерадивых родственников. Подобные случаи есть и в школах. В одном из образовательных учреждений города классный руководитель стала замечать у третьеклассницы синяки. Девочка объясняла их то падением с качелей, то травмой во время игры. В очередной раз девочка пришла на занятия с кровоподтеками, на уроках ей стало плохо, медики констатировали сотрясение головного мозга, многочисленные гематомы, ушибы. Оказалось, что ее избивал отчим. Всего этого можно было избежать, если бы педагоги вовремя отреагировали на нездоровые «ушибы».
Выступающие на конференции говорили и о взаимоотношениях «учитель – ученик». В них неприемлемы некоторые методы воздействия на школьников. Известны случаются, когда педагоги позволяют себе оскорбить ребенка в присутствии ровесников, выставить ученика из класса за невыполненное домашнее задание, отсутствие установленной школьной формы, второй обуви. Это насилие над личностью ребенка, утверждают психологи.
Не случайно ученые МГТУ, организовавшие на конференции «круглые столы», поднимали для обсуждения темы работы школьной службы примирения, знакомили педагогов с особенностями семейного насилия, говорили о детско-родительских отношениях в агрессивной семье. Но все усилия педагогов, психологов и юристов будут полумерами, пока жестокое обращение с детьми не найдет противодействия и осуждения в обществе.
<
Фото Динара ВОРОНЦОВА