На фоне краха крупнейших туристических компаний всё актуальнее становится внутренний туризм
Это вам не Греция или Испания, где брошенные на произвол судьбы российские туристы вынуждены просить эвакуации за счет государственных средств. В России, что называется, и родные стены помогут. В том смысле, что отдых по городам и весям можно организовать самим. Благо – выбор огромный.
В этом смысле даже и. о. губернатора Челябинской области Борис Дубровский в своей «Стратегии-2020» уделил серьезное внимание сохранению и преемственности историко-культурных традиций Южного Урала. Направленных в том числе на развитие туристической отрасли в Челябинской области. «Южный Урал – уникальный край, где сосредоточены памятники природы, культуры, промышленности, и этот потенциал надо использовать по максимуму», – считает руководитель региона.
Не случайно межрегиональный туристический форум «Туризм и сотрудничество», состоявшийся в Магнитогорске, прошел именно под этим своего рода девизом. Открывшие мероприятие глава города Евгений Тефтелев и председатель городского Собрания Александр Морозов были единодушны: Магнитогорск привлекателен не только с точки зрения инвестиций в промышленность, но и с туристической. Тем более что внутренний туристический рынок конкурентоспособен – страна-то огромная, на всех хватит. Надо просто делать все для того, чтобы такой туризм стал для граждан доступнее и интереснее.
Конечно, Магнитогорск далек от городов «Золотого кольца» России, это и не «заповедный уголок», как озеро Байкал, и не черноморская туристическая мекка, но и у нас есть что показать гостям. К нам стали ездить не только жители других регионов, но и иностранцы. По словам начальника службы инвестиционных проектов и стратегического развития администрации Магнитогорска Яны Коваленко, только за прошлый год зарубежный туризм в город увеличился в четыре раза.
В то же время Ростуризм однозначно говорит о том, что Магнитогорск – это в первую очередь горнолыжный центр. Но и в этом случае туристы, отдыхающие на горнолыжных курортах Абзакова и Банного, чтобы разнообразить впечатления, вполне могут побывать на экскурсиях по городу, считают в администрации Магнитогорска. В свою очередь Центр развития туризма, созданный при министерстве культуры Челябинской области, провел мониторинг туристических ресурсов региона и на его основании предложил создать шесть туристических кластеров, исходя из находящихся на той или иной территории достопримечательностей, сообщила представитель этого центра Ярослава Погорелова. В каждом кластере потенциальный турист должен получить полный набор впечатлений. К примеру, Магнитогорск отнесли к «Краю степных городов» с его главной достопримечательностью Аркаимом, а Миасс, Златоуст, Чебаркуль попали в кластер «Край трех тысяч озер». В результате, предполагается, что к 2020 году поток туристов на Южный Урал увеличится в три с половиной раза. К этому времени должно быть реализовано десять новых инвестиционных проектов в сфере туризма.
Еще одним из необычных направлений возможного развития туризма стало участие города в двух проектах – «Сказочная карта России» с мечом-кладенцом, родиной которого признан наш край, и в новом проекте «Вкусная карта России». На презентацию этого проекта приехал его автор москвич Алексей Козловский. «Сказочная карта России», по его мнению, это культурно-туристический межрегиональный проект, направленный на развитие и продвижение территорий, – достопримечательностей регионов. Проект позволит сформировать гастрономические маршруты и развить новый вид туризма, так востребованный за рубежом.
Суть проекта в том, что разные города и села связывают себя с теми или иными продуктами и блюдами. Которые и становятся региональными брендами. Алексей Козловский комментирует свое детище так: «В большинстве отечественных сказок и былин чудеса и необычные яства, а также пир горой являются неотъемлемым атрибутом приключения главных героев. Кроме того, «Вкусная карта России» станет одним из отражений узнаваемой черты характера россиян – гостеприимства и хлебосольности». В общей сложности на «прописку» на новой карте претендуют около сорока регионов страны.
На «Вкусную карту России» уже нанесены уральские пельмени, тульские пряники, пошехонский сыр, камышинские арбузы и другие яства. Первой же на нее попала Ярославская область, которую объявили родиной столового хрена.
Магнитогорск вышел к автору идеи сразу с несколькими блюдами: кулагой, или пирогом с калиной, – традиционной выпечкой, распространенной у уральских казаков, пастормой из курицы, своеобразным ноу-хау, разработанным одним из мясоперерабатывающих предприятий города, и супом – солянкой. Изначально – селянкой, также излюбленным блюдом уральских казаков. С солянкой, честно говоря, могут возникнуть проблемы – настолько она распространена
и любима в самых разных уголках нашей страны.
Тем не менее возможность попасть на «Вкусную карту России» – это еще одна перспектива для города заявить о себе, стать более узнаваемым в пределах страны.
Что касается общих результатов форума, то, по мнению президента Магнитогорской городской общественной организации по туризму «ПрофиТур» Натальи Макаровой, мероприятие было полезным с точки зрения обмена опытом, укрепления связей с другими городами. Это дополнительный толчок для развития внутреннего туризма, уверена она.
Фото Динара ВОРОНЦОВА