Своим призванием она считала сцену
31 августа исполняется 100 лет со дня рождения Нины Руковской, актрисы народного театра Дворца культуры металлургов
Читателям «Магнитогорского рабочего» уже знакома семья Руковских-Державиных – по недавно опубликованным воспоминаниям Николая Руковского – участника Первой мировой и Великой Отечественной войн, жившего и работавшего в Магнитогорске («Ужасный век, прекрасные сердца…», «МР» от 1 августа 2014 г.). А имя его дочери Нины Руковской-Державиной раньше довольно часто появлялось на страницах нашей газеты – Нина Николаевна, преподаватель химии по профессии, была актрисой по призванию, с 1947 по 1982 год участвовала в работе народного театра Дворца культуры металлургов. В воспоминаниях, сохранившихся в памятных альбомах, созданных Ниной Николаевной и переданных нам ее дочерью Галиной Державиной, отразились живые подробности театральной судьбы актрисы и культурной жизни Магнитогорска 1940–1960-х годов.
Радости и горести
Первые шаги в мир театра Нина Руковская сделала в драматическом кружке Смоленского педагогического института, и уже тогда она получила признание у зрителей. Сцене Нина Николаевна отдавала всю свою душу.
– Она была хорошим педагогом, преподавала химию в индустриальном техникуме. Но смысл ее жизни все-таки был в театре, – говорит Галина Державина.
Вот что рассказывала Нина Руковская на вечере молодежи в Магнитогорском индустриальном техникуме в 1963 году и в своих более поздних воспоминаниях: «Для меня сцена – это вторая профессия, без участия в самодеятельности я себе не представляю жизни. В школе я играла в детских спектаклях, в скетчах, в ФЗУ полиграфистов три года была участником «Живой газеты». В институте играла в спектаклях «Доходное место» Островского – роль Полины, «Предложение» Чехова – роль Натальи Степановны, «Чудак» Афиногенова – роль Юлии… И уже 35 лет я в театральном коллективе Дворца культуры металлургов. В магнитогорский драматический коллектив пришла во время войны в 1944 году. Я прожила фактически не одну, а несколько жизней, перевоплощаясь в различные женские образы, стараясь думать и мыслить, переживать их чувства, волнения, радости и горести, их различные судьбы. Да и не только любовь к искусству привлекает, ведь, выходя на сцену, оказываешь на зрителя определенное воздействие. Спектакль заставляет вас задуматься над тем, что вы увидели, что вас взволновало, кто был прав, а кто нет… Спектакль учит вас жить. А как сплачивает, как сближает участников театральный коллектив! Ведь мы встречаемся не только на репетициях и спектаклях, мы отмечаем все праздничные даты, дни рождения, свадьбы, ездим за город на пикники…»
Счастье творчества
Из воспоминаний Нины Руковской: «…В бывшем госпитале Дворца (в годы Великой Отечественной войны во Дворце культуры металлургов размещался госпиталь), где было расположено глазное отделение, выступали артисты цирка. Собрались все ходячие раненые и свободный медперсонал. В одном из номеров фокусника участвовали голуби. После окончания номера один из голубей никак не хотел залететь в клетку и носился по залу, и вдруг из сотни наблюдавших за ним людей он выбрал мою голову. «Ну, значит, тебе, сестрица, это принесет счастье», – сказал мне один из раненых. И он оказался прав. За двадцать пять лет моей жизни в стенах этого Дворца я пережила радость творческого успеха, как участница Народного театра металлургов.
…Как-то мы играли для школьников пьесу В. Любимовой «Снежок» в театральном зале Парка культуры и отдыха. В этой интересной пьесе рассказывалось о бесправном тяжелом положении негритянских детей и детей бедняков в современной Америке. Это было в 1949 году. В центре событий, развертывающихся в пьесе, – негритянский мальчик Дик по прозвищу Снежок. Образ его вызывал чувство горячей симпатии у наших советских ребят. Зато с каким неподдельным, глубоким возмущением относились юные зрители к другим персонажам пьесы, которые были жестоки и бесчеловечны к Дику и его друзьям! После окончания спектакля нас предупредили, что готовится засада против отрицательных персонажей пьесы. И вот мы, восемнадцать человек, участники спектакля, выждав, когда основная масса зрителей покинет театр, чтобы не создавать возможный конфликт, вышли группой, окружив для защиты тех, кто играл отрицательных персонажей, а вокруг нас бежала толпа ребят, потрясая кулаками.
…Во время спектакля «Белый ангел» негритенок, спасаясь, держит меня под дулом пистолета, я падаю на колени, умоляя его не стрелять, а в первом ряду сидят мои дети, и вдруг слышу отчаянный крик и плач моей младшей дочери (ей было года три), дежурная подходит и выпроваживает детей, они упираются, а я должна хладнокровно доводить сцену до конца».
Сценический портрет
31 декабря 1968 года состоялась телепередача «Двадцать лет на сцене. Творческий портрет актрисы», посвященная Нине Руковской, ведущая Лидия Кравченко рассказывала: «Во многих спектаклях сыграла актриса Нина Руковская за свою жизнь. И ни на одном из них она не работала вполсилы. Мы помним ее бабушку в спектакле «Деревья умирают стоя». В начале спектакля ее героиня – простая, старомодная старушка, немного даже смешная. Но до каких трагических высот поднималась она в последних картинах спектакля! Нине Николаевне удалось передать мужество, бесстрашие ее перед горькой правдой жизни. В этом спектакле есть трагическая сцена. Рушится основа основ жизни бабушки. Нина Николаевна, играя эту сцену, говорила тихо. Но какая мертвая тишина стояла всегда в зале! Была в этой тишине на сцене такая бездна страдания человеческого, что зрительный зал замирал, сопереживая, сострадая героине. А потом взрывался аплодисментами.
Вот ее Ольга Карташова в пьесе Сафронова «Миллион за улыбку». В этой роли обнаружился ее комический дар. Ее Ольга узнает, что любимый муж увлечен другой. Но это не та женщина, которая сдается без боя. И вот эта милая, умная, сердечная женщина начинает разыгрывать своего Карташова – она предстает перед ним в роли своенравной, избалованной жены Бабкина. То есть играет роль в роли, это необыкновенно трудная задача для актера. Но актриса отлично с ней справилась. Потом были спектакли «Без вины виноватые», где Нина Николаевна играла роль Кручининой, водевиль «Факир на час», молодежный спектакль «Девочки и мальчики».
И был ее актерский спектакль «Дневник женщины», где она играла главную роль Елизаветы Никандровны. Чувствуется, что это очень личная роль Нины Николаевны. Героиня во многом ей близка – это ее современница, женщина ее поколения. Это было в 1963 году.
В ноябре 1965 года Народный театр участвует в областном смотре театральных коллективов. Становится победителем конкурса, заняв второе место. Игра Нины Руковской восхитила конкурсную комиссию. О ней говорили, что это актриса, чей талант мог бы украсить любую профессиональную сцену.
Хочется зачитать отрывок из рецензии на спектакль «Чти отца своего», напечатанной в газете «Челябинский рабочий», написанный членом конкурсной комиссии актером Борецким: «О таких женщинах всегда говорят – «она красива». Красива своей свежей девичьей красотой в юности, неотразимо женственна в зрелые годы, красива мудростью и добротой пожилая, не скрывающая морщинок и седины. Такой показывает Софью Ивановну Нина Руковская…».
И так было чаще всего: какую бы роль не играла актриса Нина Руковская – в зрительном зале не оказывалось равнодушных. Ее героини всегда будили жизненно важные мысли, вызывали в зрителях эмоциональный отклик».
…Такой помнят Нину Николаевну все, кто ее знал.
Фото из семейного архива Руковских-Державиных