Повести Белкина
Вслух. С одним антрактом
Продолжительность 3 часа
«…Я в Москве с 5 декабря. Нашел тещу озлобленную на меня, и насилу с нею сладил, — но, слава богу сладил. Насилу прорвался я и сквозь карантины — два раза выезжал из Болдина и возвращался. Но, слава богу, сладил и тут. Пришли мне денег, сколько можно более. Здесь ломбард закрыт, и я на мели. Что «Годунов»? Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим anonyme. Несколько драматических сцен или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон-Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все (весьма секретное). Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется — и которые напечатаем также anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает…».
(из письма Александра Сергеевича Пушкина Петру Александровичу Плетневу,
9 декабря 1830 года, из Москвы в Петербург).
«Повести Белкина» — сборник остросюжетных, коротких историй, разнообразных по жанрам и эмоциональной окраске — первое завершенное прозаическое произведение Пушкина. Повести написаны в 1830-м году в период «Болдинской осени» (к слову, каждая из них была создана буквально за один-два дня). Как уведомлял сам Пушкин, пять историй, собранных под общим названием «Повести Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка») были записаны неким Иваном Петровичем Белкиным со слов разных особ.
«“Повести Белкина” являются замечательным образцом реалистической прозы XIX века. Александр Сергеевич Пушкин создает в этом цикле незабываемую галерею образов… Благородные и сильные, добрые и жестокие, серьезные и лукавые — эти герои живут в своем мире, но они прочно вошли в нашу жизнь…», — в таком ключе обычно пишутся школьные сочинения «на заданную тему», полные клише и патетики.
Между тем, «Повести Белкина» — самая настоящая мистификация, создавая которую гений Пушкина оттачивал свое мастерство. И забавлялся, виртуозно «играя» с языком изложения и с разными стилями. Не случайно Баратынский «ржет и бьется», ознакомившись с этим произведением, найдя в нем и иронию, и пародию, и откровенный анекдот. В «Метели» — пародию на дамский, слезливый, сентиментальный роман (ведь дамы любят все таинственное, местами лишенное логики, но зато со счастливым финалом). В «Выстреле» — иронию по поводу романтических литературных штампов того времени. В «Барышне-крестьянке» явственные параллели с классическим водевилем. В «Гробовщике» — идеально рассказанный анекдот. Единственная повесть, стоящая особняком в этом сборнике — «Станционный смотритель» (предвестник чеховского образа «маленького человека»). «Возвращение блудного сына — наоборот», — так «Станционного смотрителя» характеризует режиссер спектакля Тимур Насиров.
«Мы попытались вытащить всю несерьезность, которую Пушкин вложил в этот сборник. И изменить привычное, школьное, хрестоматийное отношение к «Повестям Белкина», вернув им хулиганство, которое изначально в них и заложено. Мне бы хотелось, чтобы зрители с легкостью (как Баратынский) восприняли наш спектакль, потому что текст это сделать позволяет. По большому счету он для того и написан», — признается Тимур Насиров.
Автор Александр Пушкин
Режиссер Тимур Насиров (СПб)
Спектакль — обладатель специального диплома «Приз зрительских симпатий» ХIII межрегионального театрального фестиваля им. Н. Х. Рыбакова в Тамбове.
Спектакль — обладатель премии «За поддержку гражданственности и духовности» имени Архиепископа Луки ХIII межрегионального театрального фестиваля им. Н. Х. Рыбакова в Тамбове. Награды удостоен заслуженный артист России Михаил Никитин за исполнение роли Самсона Вырина.
Добавить комментарий