Последний румянец
Признания без антракта
Камерный проект. Продолжительность 1 час
Моноспектакль Елены Кононенко по мотивам произведения Марины Цветаевой «Повесть о Сонечке».
Елена Кононенко — обладатель Гран-при III регионального (VIII областного) фестиваля-конкурса индивидуальных актёрских работ им. В.И. Милосердова (октябрь, 2019) за моноспектакль «Последний румянец».
Андрей Бердников, режиссер: «Мы очень долго искали жанр. И нашли слово наиболее точно, как нам кажется, отражающее суть спектакля. «Последний румянец» – это признания Елены Кононенко в любви: к Марине Ивановне Цветаевой; к актрисе по имени Сонечка Голлидэй; к актерской профессии, несущей свет и к жизни как она есть.
…Живущей во Франции Марине Цветаевой приходит письмо от дочери Али, которую она попросила разыскать свою давнюю подругу и наперсницу Сонечку, оставшуюся в России. Аля пишет: «Разыскала. Но уже поздно. Она умерла». За лето Марина написала «Повесть о Сонечке», вспоминая события почти 20-летней давности.
«Повесть о Сонечке» написана восемьдесят лет назад, в 1938-м году. Это самая большая и самая романтическая проза Марины Цветаевой, которая спасалась от кошмара своего положения и одиночества воспоминаниями о московской жизни в Борисоглебском переулке. Как это ни парадоксально, но такой счастливой, как в 1918–1920 годах, когда муж пропал без вести (она только потом узнала о его эмиграции), когда друзья отрезаны, когда детей нечем кормить, она не была никогда. По большому счету, главное содержание в то время ― чистая жизнь духа, потому что быт умер, жизнь перестала продолжаться в своих обычных формах и перешла в формы чисто духовные. Главная героиня спектакля — прелестная молодая актриса, эдакий эльф по имени Сонечка Голлидэй – самый пленительный женский образ у Цветаевой…
«Она мне была необходима — как сахар. Как всем известно, сахар — не необходим, и жить без него можно, и четыре года революции мы без него жили, заменяя — кто патокой, кто — тертой свеклой, кто — сахарином, кто — вовсе ничем. Пили пустой чай. От этого не умирают. Но и не живут. Без соли делается цинга, без сахару — тоска. Живым белым целым куском сахара — вот чем для меня была Сонечка… Я ее любила, как сахар — в революцию. И всё тут».
(Марина Цветаева, «Повесть о Сонечке»).
Актриса Елена Кононенко признается: «Четыре года назад, после выпуска спектакля «Мои дикости и тихости», тема не отпускала. Хотелось «раскопать» ее еще глубже, поэтому читала, слушала и смотрела все, что можно. Однажды мне попалась лекция Дмитрия Быкова о произведении Марины Цветаевой «Повесть о Сонечке». Лекция меня поразила. Быков нашел юмор, там, где, казалось бы, его априори не могло быть. Он читал не растиражированный монолог Сонечки «Как я люблю любить», который безмерно нравится девочкам, а другие. И так интересно про нее рассказывал, что я подумала: а почему нет? И вот год назад я плотно взялась за эту работу… Для меня «Повесть о Сонечке» – это пример того, как можно жить, оставаться человеком, оставаться истинной женщиной в самое тяжелое время».
…«Повесть о Сонечке» – последняя работа Цветаевой. После нее только возвращение в Россию и потом немота. Это во многом автобиографическая повесть. И, конечно, повествование о любви, олицетворением которой является Сонечка. А еще это рассказ о театре, одиночестве, и неприкаянности души во все времена.
Автор Марина Цветаева
Режиссер Андрей Бердников
Добавить комментарий