Навечно в «Бессмертном полку»

Небольшая заметка в городской газете подействовала на Галину Ивановну как внезапный удар
Речь шла об отце: в заметке говорилось, что одна из бригад хлебокомбината включила 
в свой состав бывшего работника этого предприятия, Ивана Ксенофонтовича Губа, не вернувшегося с войны. 
В цехе висит его портрет, рядом – короткая биография.
Чужие люди хранят память об ее отце, а что она, его дочь, о нем знает? Ей было всего полгода, когда отца призвали на срочную службу, а там война, на которой он пропал. Именно пропал, говорила мать. Потому что с 1942 года не было о нем ни одной весточки. Где и как погиб, где похоронен? 
В душе у Галины Ивановны все всколыхнулось. Пусть после замужества она сменила фамилию и стала Низамутдиновой, пусть и не помнит отца, но в ней течет его кровь. Ведь и за нее он отдал свою жизнь.
Достала старые фотографии. Вот он в довоенной армейской форме, перекрещенной ремнями, в буденовке. Мать вроде говорила, что служил в танковых войсках. Что рад был, когда появилась в семье дочка. Вот на любительской фотографии отец бережно держит ее на коленях, совсем малышку. Больше отцу не пришлось ее увидеть, а ей узнать своего отца.
Только и осталось, что старые фотографии, писем с армейской и фронтовой службы не сохранилось. Мать рассказать о Галином отце могла не многое. Их семейная жизнь оказалась недолгой. Когда родилась дочь, обоим едва было по двадцать лет. Выходит, не только Галина Ивановна, но и два ее сына прожили уже не одну жизнь деда, которого никогда не видели.
Женщина твердо решила: она должна узнать, где и как погиб ее отец, где похоронен. Найти его могилу, побывать на ней, поклониться памяти. В Магнитогорске, откуда Иван Губа призывался в армию, ни в военкоматах, ни в городских архивах ничего узнать не удалось. Раздобыла адрес Центрального архива Министерства обороны, написала туда. После долгих ожиданий получила ответ, из которого узнала, что в мае 1942 года отец попал в плен, находился в лагере военнопленных на станции Ясиноватая, оттуда переведен, куда – неизвестно.
К поискам подключился старший сын Сергей, который живет в Москве. Через Интернет он связался с поисковиками города Армавира, в боях под которым дед попал в плен. Те откликнулись, даже прислали фотографию братской могилы, в которой захоронены 18 тысяч советских солдат, но сообщили, что Ивана Губы там нет.
Галина Ивановна отправилась в Москву, побывала в центре розыска и информации общества «Красный Крест», в архиве мемориала на Поклонной горе, и снова – ничего. В розыске ей помогали сотрудники МаГУ профессор Марина Потемкина и доцент Артем Любецкий, занимающиеся судьбами без вести пропавших в Отечественной войне. Шли годы, копились в собственном архиве Галины Ивановны письма, справки, ответы на запросы, но где и когда похоронен ее отец, так и не удалось узнать.
Помощь пришла из Германии. Там существует объединение «Саксонский мемориал», которое занимается поиском пропавших военнопленных. И вот четыре года назад Галину Ивановну пригласили в Челябинск. В резиденции губернатора собрались родственники тех, кто до того дня считался бесследно сгинувшим на полях сражений. Посол Германии, лично выполнявший эту нелегкую миссию, вручил каждому документы, в которых наконец-то раскрывалась судьба не вернувшихся с войны близких. Пятьдесят имен, пятьдесят судеб…
Так Галина Ивановна узнала, что ее отец погиб в лагере для военнопленных за день до своего 25-летия и похоронен во Владимире-Волынском, почти на самой польско-украинской границе. Стали семьей готовиться к поездке, путь ведь неблизкий. Но тут братья-украинцы преподнесли сюрприз в виде всем сегодня известных событий. Никто из воевавших и погибших на Украине солдат о таком и помыслить не мог. Семья ждет и верит, что все образуется, здравый славянский разум победит.
9 Мая, в День Победы, до которой не дожил ее отец, Галина Ивановна с его портретом присоединилась к шествию «Бессмертного полка». И было тепло на сердце от сознания, что сейчас Иван Губа среди тех, кто навечно внесен в его списки.
Exit mobile version