Рождественская традиция ставить в доме вертеп и разыгрывать в нем историю, которая произошла более 2 тысяч лет назад, существует очень давно. И вот эта традиция уютного домашнего представления о таинстве рождения Иисуса Христа появилась и в «Буратино».
Актриса театра, автор постановки Ирина Барановская эту идею вынашивала уже очень давно.
– Мне так хотелось, чтобы праздник Рождества был особым. И к тому же так получилось, что я съездила в этом году, еще до пандемии, в ГИТИС, на курсы именно по народному театру, – рассказывает она. – Там были и практические занятия, мы изучали и вертеп в том числе – что это такое, народные традиции, с ним связанные, делали кукол, учились их водить. Ведь с одной стороны, это театральное действо, а с другой – оно очень семейное, интимное, даже отчасти лубочное, и это все надо совместить.
Это все так увлекло, что весной Ирина Антоновна написала заявку на стипендию Союза театральных деятелей РФ на постановку этого проекта, и эта интересная задумка не могла не выиграть. Однако в планы вмешалась пандемия, поэтому работа шла в самые сжатые сроки, а работа была непростая.
В ходе подготовки спектакля было использовано немало литературных и исторических источников, не только сами тексты народных вертепов, но и колядки – во время постановки звучат три настоящие рождественские песни, с которыми на Руси ходили святочными вечерами колядовщики, желая хозяевам достатка и благополучия в наступающем году и прося вкусных подарков. Вдохновленный ими, композитор и музыкальный оформитель спектакля Вадим Говорский написал и несколько новых песен специально для этого спектакля.
Но самой главной сложностью было создание самого вертепа. Это особый ящик, состоящий из трех этажей-уровней, символизирующих устройство мира. Верхний – горний мир – изображает пещеру, в которой родился Иисус. Здесь действуют персонажи святого семейства – дева Мария и Иосиф, а также пришедшие к ним поклониться пастухи и волхвы – три восточных мудреца. Средний – мир земной – изображает покои царя Ирода, где происходит встреча царя с волхвами, полная драматизма сцена с Рахилью, умоляющей Ирода пощадить ее младенца. А в нижнем – Преисподней – горит пламя и пляшут черти, радуясь гибели злого правителя. И конечно же над всеми тремя мирами горит путеводная Вифлеемская звезда.
Художнику театра Ильдару Валиахметову необходимо было продумать все технические моменты, связанные с этим действом.
– Со стороны кажется, что все очень просто – вот этот ящичек, водят кукол, а с другой стороны конструктору нужно думать, как сделать то или иное действие. Там есть маленькие трюки, на которых много строится, и мы сидели часами и думали, как сделать тот или иной трюк. И я надеюсь, что у нас все получилось. Все с большим воодушевлением готовили этот спектакль, была такая положительная атмосфера, – вспоминает Ирина Барановская.
В народных традициях сделаны и сами куклы (а их участвует в спектакле целых 20!), практически все они изготовлены сделаны по технологиям традиционных тряпичных кукол-закруток.
К постановке приступили в конце ноября, а уже в день католического Рождества, 25 декабря, состоялась премьера.
Вертеп – не совсем театральное действо, а скорее мистерия, но перед Ириной Барановской стояла еще более сложная задача – рассказать не только древнюю библейскую историю, но и искусно вплести в этот рассказ информацию о народных традициях, связанных с этим праздником, и со своей задачей актриса справилась блестяще. По ходу действа мы узнали и о Вифлеемской звезде, и что вертеп – это пещера, куда в непогоду пастухи загоняли скот, и о том, почему на этот праздник наряжают именно ель, и многое другое. Ведь современные дети, да и, зачастую, их родители, весьма далеки от всего этого. Получилась история настолько теплая, добрая и захватывающая, что в камерном зале музея «Закулисье» детки сидели, раскрыв рты.
– Когда играешь спектакль, там все понятно – какой характер, какой сюжет, за тебя все подумали. А здесь все сложнее – и текст другой по своему содержанию, и язык более сложный, и зрители на расстоянии вытянутой руки, здесь и наврать нельзя, и всю информацию донести, чтобы дети поняли – эта история действительно была, – отмечает актриса.
Спектакль предназначен для детей от 5 лет, и хотя сюжет предусматривает достаточно жестокие моменты – избиение младенцев, смерть, отрубающая Ироду голову, но ребятишки отлично понимают, кто хороший, кто плохой, почему так все получается и радуются тому, что добрые силы восторжествовали. К слову, скажу наперед – современные дети, выросшие на ярких спецэффектах современного кино и мультипликации во время сцены встречи Ирода со смертью были глубоко впечатлены возможностями кукольного театра. Принимали малыши участие и в самом действе, не обошлось и без традиционной «Маленькой елочке холодно зимой».
Не обошлось и без других чудес, а каких – увидите сами, ведь такое чудесное мероприятие просто нельзя пропустить!
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА