И как у всего, что хранится здесь, у этой выставки тоже есть история, сообщает сайт “МР-инфо”.
– В 2019 году мы проводили в музее выставку, посвященную советскому детству, которая имела большой резонанс. Пожалуй, за последние годы она оказалась самой востребованной. Хотя у нас есть и исторические экспозиции, и довольно редкие экспонаты, но видимо, ностальгия по детству людям в последнее время ближе, – рассказывает ученый секретарь музея, куратор выставки Галина Старикова. – Проводя экскурсии, я часто приговаривала: «Мишек много не бывает» и приглашала приносить нам в дар старые игрушки, и люди до сих пор несут их нам. Так родилась эта экспозиция.
Комната прошлого
Вместе с Глиной Ильиничной мы поднимаемся в историческую комнату Краеведческого музея, где представлен быт магнитогорской семьи 1970-х годов. Да и где же еще и жить этим милым созданиям из прошлого, как не в уютной домашней обстановке.
– Эта экспозиция у нас была расширена буквально в ноябре, и посвящена, во-первых, Дню детства – 20 ноября, но, самое главное то, что 19 ноября в России отмечается День плюшевого мишки, – поясняет наш экскурсовод. – Поэтому, совместив две этих даты, мы решили сделать выставку «Мишек много не бывает».
Хоть и не первый раз бываю здесь, но каждый раз захлестывает узнавание знакомых с детства вещей, и каждый раз подмечаю что-то новое. Большая часть интерьера относится к условным 70-м, но, конечно же есть здесь вещи и постарше, доставшиеся в память от более старших поколений – часы и зеркало над диваном родом из XIX века, на рубеже 1900-х – швейная машинка «Зингер». Вот эти шкафы 1930-х годов, а есть и вовсе уникальный экспонат – один из первых телевизоров, совмещенный с радиолой.
Как говорит Галина Ильинична, на весь СССР было сделано всего 140 таких уникальных приборов, как сказали бы сейчас – 3 в 1: телевизор, радио, проигрыватель. И конечно же купить в магазине такой было нельзя, их вручали только передовикам производства, а в Магнитогорске их сохранилось только два, так что квартира скорее всего – не простой семьи. Вот туалетный столик с большим зеркалом, ленинградской тушью, в которую нужно было поплевать прежде чем накраситься и неизменными душами «Красная Москва».
Так же как в моем детстве висит на вешалке, зацепленной за этажерку, школьная форма с манжетами и воротничками, которые нужно каждую неделю отпарывать, стирать и пришивать обратно, с пионерским галстуком и кружевным белым фартуком. Тут же по-новогоднему накрыт стол, но все это отмечает мой нынешний, взрослый взгляд, а маленькая девочка в душе первым делом пищит: «Мишки, мишки, мама, смотри, какие мишки!».
– Практически все игрушки, что вы видите здесь, принесли магнитогорцы уже после выставки посвященной детству, – рассказывает Галина Ильинична. – И не только мишек, но и другие игрушки, книжки, учебники, теперь они все являются экспонатами нашего фонда, и каждый из этих мишек имеет свою историю – историю создания и тех людей, которым они принадлежали.
Родина медведей
История этой самой популярной мягкой игрушки пока недолгая – чуть более 100 лет, и за право называться родиной плюшевых мишек борются Германия и США.
По одной из версий история Teddy bear – так зовут его в англоязычных странах – связана с президентом США Теодором Рузвельтом, который пощадил медведя на охоте. История эта попала в газетные карикатуры, одна из которых – с уменьшенным до медвежонка масштабом зверя, попалась на глаза жене владельца магазина игрушек, эмигранта из России Морриса Мичтома, и она сшила плюшевую копию медведя, а затем выставила его в витрине магазина под именем «Медвежонок Тедди» (конечно же в честь президента). Игрушка вызвала большой интерес у покупателей, а вскоре, получив у Теодора Рузвельта право на использование этого имени, Моррис Мичтом основал Ideal Toy Company, занимавшуюся выпуском игрушечных медвежат. Хотя успех Тедди был колоссальным, это не принесло Мичтому богатства: он допустил серьезную ошибку, не запатентовав новую игрушку и ее название и вскоре появилось множество компаний, выпускающих похожих медвежат.
Поначалу медведиков изготавливали из натурального меха и дорогих тканей, но, попав в массовое производство, они стали делаться из плюша – недорогой обивочной ткани. Кстати, плюшевый медведь стал первой мягкой игрушкой, которой не возбранялось играть и мальчикам.
По другой версии, первый медвежонок был изготовлен в Германии владелицей небольшой семейной фирмы по производству игрушек Маргаритой Штайф. В два года девочке Маргарите поставили неутешительный диагноз – паралич, и ей было суждено передвигаться всю жизнь в инвалидной коляске. Впрочем, это не помешало ей найти дело по душе и начать шить – сперва одежду и какие-то бытовые вещицы, а потом – и тряпичные игрушки, которые пользовались большим спросом.
Первого плюшевого медведя с подвижными лапами и головой в 1902 году спроектировал ее племянник Рихард. В 1903 году на выставке игрушек в Лейпциге один американец заказал сразу 3000 экземпляров, а на выставке в Сент-Луис в 1904 году было продано уже 12000 медведей. Кстати, торговая марка Steiff существует по сей день и плюшевые медвежата – ее основная продукция, причем, создаваемая не только для детей, но и для коллекционеров: коллекций плюшевых медвежат в мире существует немало, и есть даже целых 20 музеев плюшевых мишек.
Уже в 1907 году американской писательницей Элис Склотт была написана первая книга о приключениях Тедди. Среди самых известных плюшевых медведей, конечно же Винни-Пух, прообразом которого стал медвежонок, подаренный в 1921 году сыну английского писателя Александра Милна Кристоферу Робину. Не менее известен его земляк медвежонок Паддингтон – герой одноименной книги Майкла Бонда. И конечно же каждому из нас знаком с детства несчастный мишка, которого уронили на пол и оторвали лапу в стихотворении Агнии Барто.
Медведи-первостроители
Впрочем, вернемся в наш краеведческий музей. Вот на телерадиоле разместились два самых старших представителя медвежьего семейства. Вполне возможно, что они из числа тех самых первых мишек. Об этом говорит их потершийся от времени коричневый материал, похожие на настоящих медведей черты мордашек и строение тела, а также непременный бантик-ленточка, на одном, впрочем, утратившийся с течением десятилетий.
– По всем технологическим особенностям этого мишки, я думаю, что он относится к 1910-м годам, – рассказывает Галина Старикова. – Кроме внешнего вида и материала об этом говорят подвижные лапки – внутри его лап и туловища есть диски из фанеры, которые соединены между собой проволокой. Я предполагаю, что этому нашему мишутке более 100 лет, а второй немного помладше, но оба они связаны с первостроителями. К сожалению, точной их истории мы не знаем, но вполне возможно, что в 1930-е годы их привезли сюда с собой дети строителей Магнитки.
Кстати, косвенно говорит об этом и то, насколько хорошо они сохранились – в тот период у детей было очень мало игрушек, и относились к ним очень бережно.
Есть на выставке и более поздние, послевоенные мишки – у них уже не стеклянные, а пластиковые глазки и более похожие на современные очертания мордашки и тела. Есть мишки и конца 1990-х – начала 2000-х, но вне зависимости от возраста, их объединяет нежная любовь уже давно выросших детей. Чьи-то истории известны, а чьи-то родились уже тут, в музее.
Вот этот грустный белый медвежонок на выставке советских игрушек качался на качелях, словно в ожидании своей ушедшей хозяйки. Впрочем, потом выяснилось, что медведика принесла одна из работниц музея, так что хозяйку свою он видел практически каждый день, хотя и до сих пор продолжает грустить.
Есть в коллекции мишка, которому грустить не приходится. Этому симпатяге в клетчатой рубашке около 60 лет. В 1964 году его подарили одной из сотрудниц музея – Ольге Тихомировой, тогда трехлетней девочке. И этого медвежонка она пронесла с собой через всю свою жизнь, им играли несколько поколений магнитогорских малышей. За долгие годы мишка поистрепался, поэтому в 1990-е годы бабушка с внуком его подреставрировали, обновив тельце, причем хозяйка старалась бережно сохранить наименее истершиеся части оригинальной ткани – она пошла на лапки. Когда организовывалась эта выставка, Ольга Геннадьевна принесла мишку в музей и теперь каждый день заходит сюда, чтобы поздороваться со своим любимцем.
– Как и любой экспонат в нашем музее, этот мишка несет разные слои информации – и о том, где и когда его сделали, и о целой эпохе, о конкретных людях-мастерах, а еще о тех людях, которые этим предметом пользовались, дорожили ими, – отмечает экскурсовод.
Артистка цирка
Есть на выставке не только медведи, но и куклы, и тоже с огромной историей. Вот этой красамице тоже порядка ста лет. Галина Ильинична обращает наше внимание на то, с каким мастерством она сделана – пластиковые завитушки локонов, прекрасно сохранившаяся краска как на каштановых волосах, так и на пронзительно-голубых глазах и алых губках. Скорее всего это производство заграничных мастеров. К сожалению, на кукле нет ни одного клейма, поэтому стопроцентно подтвердить это не удастся – происхождение таких предметов можно лишь косвенно предположить по похожим предметам или чудом сохранившимся фотографиям того времени.
История этой куклы весьма необычна. В 1931 году в Магнитогорске открылся первый цирк, и в него пришел работать симпатичный паренек – Евгений Бирюков, а в итоге посвятил работе клоуном всю свою жизнь и основал свою цирковую династию. И именно эта кукла часто участвовала в миниатюрах артиста, став частью целого пласта истории советского цирка. В последние годы Евгений Бирюков работал в Московском цирке, в 1980-е годы сотрудник Магнитогорского краеведческого музея ездил к нему в Москву, и артист передал в дар музею некоторые документы, фотографии и вот эту куклу.
– Игрушка – такой же источник информации, как и любой предмет, – подводит итог специалист. – Иногда мы относимся к ним легкомысленно – кажется, о чем может рассказать игрушка? Вот какая-нибудь грамота или фотография, или какой-нибудь радиоприемник – другое дело. Тем не менее любая игрушка – это история не только о детстве, но и об обществе, об отношении к детям, о развитии производства, а в данном случае – рассказ еще и о конкретном виде искусства.
Многие игрушки в музее реставрируют, кому-то шьют платьица, так что и здесь куклы продолжают модничать, вести свою интересную жизнь. По музейным правилам трогать экспонаты запрещается, однако для героев этой экспозиции сделали исключение – юные гости выставки могут взять некоторых кукол или мишек в руки и даже немножко поиграть с историей.
К сожалению, пока действуют ограничения, связанные с коронавирусом, большие экскурсии временно прекращены, однако можно сходить в краеведческий музей с семьей, чтобы новое поколение малышей узнало, с чем играли их мамы, бабушки и прабабушки.
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА