На мировых кинорынках обозначились симптомы матриархата
Пикантную деталь обнаружили эксперты: оказывается, женщины в три раза реже мужчин получают роли в кино. А вот раздеваться
на экране им приходится в три раза чаще. И это отнюдь не шуточки…
Нью-йоркская академия киноискусства опубликовала исследование на тему гендерного неравенства в индустрии кино. Специалисты проанализировали 500 фильмов, вышедших в прокат за последние пять лет. Результаты оказались неутешительными – в кинобизнесе по-прежнему господствует сексизм. По примерным подсчетам киноакадемии, женщинам достается всего 30 процентов всех «говорящих» ролей – статисты в исследовании не учитывались. В среднем же соотношение мужских и женских ролей в фильмах составляет 2,25:1.
При этом удалось проследить интересную закономерность: если в роли сценариста или режиссера фильма выступает женщина, то и количество женщин-актеров увеличивается почти на 10 процентов. Фильмы, где мужские и женские персонажи сбалансированы по количеству, составляют всего десятую часть от общего числа киноновинок. Почти в трети случаев женщины на экране одеты подчеркнуто сексуально, а в 26 процентах из них и вовсе вынуждены раздеваться перед камерами. Среди мужчин эти показатели втрое ниже.
Ученые вообще активно интересуются тем, что происходит на больших экранах. Более того, они всерьез беспокоятся о положении женщин в Голливуде. Судя по их последним исследованиям, пора бить тревогу. В съемочных командах 250 самых кассовых фильмов прошлого года было только 16 процентов женщин – это самый низкий показатель за последние 15 лет. И хотя с цифрами не поспоришь, все же есть основания смотреть на ситуацию под другим углом. Женщин в кино и вправду мало, но зато какие это женщины! Есть немало и других нюансов, опираясь на которые можно говорить о том, что женская доля в кино не такая уж плачевная, а, напротив, очень даже ничего себе! В этом ракурсе вообще есть повод констатировать пусть не стремительную, однако совершенно очевидную феминизацию кинематографа.
К примеру, просто из любопытства попробуйте перечислить фильмы, в названии которых звучат женские имена, – получится не кино, а «Бабье царство», можете не сомневаться: «Анжелика и король», «Васса Железнова», «Анна Каренина», «Эммануэль», «Благочестивая Марта», «Маленькая Вера», «Виринея», «Просто Мария», «Клеопатра», «Алиса в стране чудес», «Беспокойная Анна», «Джейн Эйр», «Каждый день доктора Калинниковой», «Лолита», «Молодая Виктория», «Екатерина Воронина»… Мало? Да перечислять можно до обморока. Чего отнюдь не скажешь про названия кинофильмов с мужским началом. Тут всего ничего. Давайте загнем несколько пальцев: «Иван Грозный», «Александр Невский», «Чапаев», «Ленин в октябре», «Кинг-конг», «Тарзан», «Фантомас» и еще «Идиот» и «Баламут».
Словом, женские имена и образы в кинематографическом пространстве доминируют. Они буквально повсюду. Кстати, откуда, по-вашему, заголовок публикации, которую вы сейчас читаете? Правильно, из кино. Именно так («Благословите женщину!») называется фильм Станислава Говорухина. Да что там заголовок! Используя «женские названия» кинофильмов, легко можно написать прозаическое произведение. Например, в жанре романтического, интригующего, деликатного газетного объявления (кавычки ставить уже не будем, вспоминайте «кина» сами). Вот, извольте: «Сладкая женщина, странная женщина, самая обаятельная и привлекательная, женщина, которая поет, блондинка за углом, раба любви, одинокая женщина желает познакомиться…» А?