Удивительным многоголосьем наполняет его Надежда Иващенко
Она и нежная ранимая девушка, и гордая неприступная красавица, и светская львица, и колоритная цыганка, а порой и сказочная старуха со скрипучим голосом.
А еще ее можно увидеть исполняющей романсы, песни военных лет, эстраду и шансон…
Талант ее «разножанровый», многогранный, ему все под силу – глубокая драма высоких жанров, легкая комедийность оперетты, экспрессивность мюзикла, мимолетное переживание песни. Она – Артистка. Заслуженная артистка России, ведущий мастер сцены Магнитогорского театра оперы и балета Надежда Иващенко.
Но на этом ее таланты не заканчиваются. В жизни она – прекрасная жена, мама и молодая бабушка, превосходная хозяйка дома, хранительница семейного очага. И просто потрясающая женщина, понятие возраста к которой неприменимо. Поэтому красивая дата, которую она встретила в феврале, – это лишь повод подвести промежуточные итоги и скорректировать планы на будущее – творческие, жизненные, которых, как выяснилось, у Надежды Иващенко громадье.
«В человеке
всё должно быть прекрасно»
Красота – ключевое слово в жизни Надежды, нести красоту искусства в мир – главная ее миссия. А для этого и самой нужно оставаться прекрасной. Человеческую же красоту Надежда Иващенко понимает вполне по-чеховски. И ее великолепную внешность сохраняют вовсе не салоны красоты и фитнес-залы, завсегдатаем которых она не является.
– Человек красив, когда за спиной у него есть крылья, – говорит Надежда Викторовна. – Красоты не бывает там, где нет души, пустой или недобрый человек не бывает красивым. Мне нравятся люди «с нутром».
«Нутро» – самое главное для любого артиста, ведь именно свою неповторимую душу он вкладывает в исполнение, которое дарит людям. И, понимая это, Надежда стремится сберечь чистоту помыслов, не таить зла, смотреть на мир и людей добрым взглядом, всегда отзываться на чью-то беду. Несмотря на то, что по натуре она независима и прямолинейна, не терпит притворства и лжи, главным в отношениях с людьми считает сохранить человеческое достоинство – свое и чужое. И на сцене с любым артистом старается быть на равных, выстраивать добрые партнерские отношения, и Боже упаси «звездить» – публика этого не прощает. Хорошим примером в этом ей послужили великие артисты Василий Лановой и Евгений Матвеев, с которыми Надежде Иващенко доводилось выступать на одной сцене.
Но все это не означает, что она не заботится о себе. Не секрет, что для оперных певцов очень важны физическое здоровье, тренированный мышечный корсет и органы дыхания.
– Дома у меня есть все для занятий спортом: тренажеры, гантели, велосипед, беговые лыжи, коньки и даже боксерская груша, – рассказывает Надежда Викторовна. – Конечно, я соблюдаю строжайшую дисциплину, о курении и спиртном речь вообще идти не может. Мне нужно вовремя лечь, выспаться, нужна благожелательная атмо-сфера в доме, чтобы погрузиться с головой в материал, настроиться на нужную волну перед выходом на сцену.
А еще хорошую физическую нагрузку и отдохновение для души дарит любимая дача – настоящий райский уголок, сотворенный когда-то собственноручно на пустом земельном участке.
Ну а поскольку в человеке все должно быть прекрасно, в жизни и на сцене Надежда Иващенко с большим вниманием относится к выбору… одежды. Те, кто бывал на ее концертах, «Музыкальных гостиных», знают, что иногда перед каждой песней она перевоплощается в новый образ. Она очень долго и придирчиво выбирает всякую новую вещь. А в эпоху дефицита сама вязала себе оригинальную одежду, в основном во время продолжительных гастролей Магнитогорской хоровой капеллы, где пела на протяжении двенадцати лет.
Противоречивая такая…
Хоровая капелла, куда Надежда Иващенко, уже имея за плечами дирижерское образование, пришла солисткой во времена легендарного Семена Григорьевича Эйдинова, стала для нее прекрасной школой – творческой и жизненной. Здесь, а потом и в Магнитогорской государственной консерватории, оттачивалось вокальное мастерство певицы с великолепным лирико-драматическим сопрано. Она была беззаветно предана стезе академического вокала. Надежда вспоминает, как даже из больницы убегала на концерт капеллы, а однажды во время выступления на одном из престижных международных конкурсов упала в обморок, и Семен Григорьевич потом шутил, что именно благодаря ее самоотверженности коллектив стал серебряным призером.
Надежда Иващенко и сейчас считает себя прежде всего оперной певицей, об этом красноречиво свидетельствует ее солидный репертуар, в котором есть прекрасно исполненные партии в «Кармен», «Травиате», «Риголетто», «Царской невесте», «Пиковой даме», «Севильском цирюльнике» и других классических произведениях оперного искусства.
Но, еще будучи солисткой капеллы, Надежда Иващенко тайно пела в вокально-инструментальном ансамбле Дворца строителей им. Мамина-Сибиряка. А сейчас зрители, которые, к слову, именуют ее примой магнитогорской оперетты (Теодора из «Мистера Икса» – одна из самых любимых ролей певицы), с удовольствием идут на концерты, где Надежда исполняет песни военных лет, романсы, эстрадные композиции, поет в ансамбле «Черная роза».
– Во мне много всего «напичкано», – признается Иващенко, – я люблю «многоголосье», люблю разнообразную музыку, которая дарит положительные эмоции.
Кто знает, быть может, именно эта разноплановость помогла когда-то Надежде Иващенко совершить непростой переход из хоровой капеллы в оперный театр. Переход от статики, когда нужно было сливаться во время пения с общей массой, к постижению основ актерского мастерства, где необходимы яркое проявление индивидуальности, владение сценической речью, движением, танцем, мимикой и жестом, умение всякий раз по-новому проживать свою роль, чтобы каждый спектакль был, словно «новорожденный», интересен зрителю… При этом, что немаловажно, в любой самой неимоверной театральной позе голос должен «идти».
Не всякий солист оперы готов работать в песенном жанре. А у Надежды Иващенко – активная концертная деятельность, причем она никогда не отказывается петь бесплатно – для ветеранов, учителей, врачей, участников женсоветов, в тюрьме, в трамвае, в цехах комбината… Иногда приходится для этого встать в 4 часа утра и «будить» голос в машине. И всякий раз, чтобы выступление пришлось людям по душе, нужно хорошо чувствовать зрителя. Чаще всего артистке Надежде Иващенко достаточно бывает одного взгляда в зал, чтобы найти общий язык с публикой, понять, чего от нее ждут.
– Репертуар – это подарок зрителю, а в подарок нужно выбирать то, что хочешь в подарок себе, – рассуждает она. – На концерте мне нравится общаться со зрителем, видеть его реакцию, иногда улыбнуться, а иногда подойти и обнять кого-то, а то и закружить в танце. А бывает так нелегко, например, когда видишь слезы на глазах людей, если звучат песни военных лет…
Продолжение следует
Наверное, любой мастер сцены рано или поздно должен передать кому-то свое мастерство. В Надежде Иващенко его когда-то воспитывали прекрасные учителя С. Г. Эйдинов, Л. М. Фальковская, М. Г. Добчинская, Л. А. Мишурова, Л. Н. Костеркина. А два года назад в жизни самой Надежды Викторовны появились ее юные ученики – ее радость и надежда, о которых она говорит с материнской нежностью. И так же, как когда-то вкладывала всю душу в своих собственных уже повзрослевших сына и дочь, без остатка отдает себя ребятам из детской школы искусств №1. И не в тягость ей поездки в левобережную школу и часы упорной работы, ведь результат – то, что ее ученики по-настоящему полюбили искусство, а некоторые даже успели стать лауреатами международных конкурсов – оправдывает все усилия. Это вдохновляет на дальнейшие творческие достижения, дает силы идти вперед, расширяя свои горизонты. И для этого вовсе не обязательно ехать куда-нибудь «в столицы» – а такая возможность представлялась не раз, достаточно увидеть в своих зрителях, в том числе юных, благодарные всходы светлого, доброго, вечного.
Фото Динары ВОРОНЦОВОЙ