Что позволяет делать «вкусными» современные спектакли
Звезда мировой оперной сцены, обладатель уникального лирического баритона Василий Ладюк выступил на сцене Магнитогорского театра оперы и балета с единственным концертом. Под аккомпанемент заслуженного артиста России Александра Покидченко он исполнил арии из опер «Пиковая дама», «Иоланта», романсы Чайковского и Рахманинова, британские и итальянские песни.
Творческий путь Василия Ладюка на оперную сцену был не совсем обычен. Будущий музыкант проходил обучение на дирижера-хормейстера – сначала закончил Московское хоровое училище
им. А. Свешникова, затем Академию хорового искусства им. В. Попова. Но именно то, что он получил хорошую хоровую и дирижерскую школу, помогло ему в дальнейшем, позволяя прекрасно слышать партнера, представлять общую звуковую канву произведения.
– Когда в 2001 году заканчивал хоровую академию, я даже не думал, что буду выступать на оперной сцене, – делится своими ощущениями наш гость. – Профессия музыканта тогда не приносила особых перспектив. Много выпускников последующего за мной поколения работали в областях, не связанных с музыкой. Меня же окружали замечательные люди, педагоги – такие, как основатель академии хорового искусства Виктор Попов, именно его слово заставило меня пойти в вокальную аспирантуру. Туда как раз пришел новый заведующий кафедрой Дмитрий Вдовин, который поверил, что из меня может получиться оперный певец. И вот, спустя двенадцать лет, я выступаю на всемирно известных сценах.
Дебютные выступления в брюссельском оперном театре Ла Монне и в барселонском «Лисео» положили начало его стремительной международной карьере. В творческом багаже певца Андрей Болконский и Сильвио в театре Метрополитен Опера, Онегин, Елецкий и Жорж Жермон в Большом. Последовали приглашения в Мариинский и Михайловский театры, в Токио и Париж, Турин и Питтсбург. Одну из самых высоких оценок дали слушатели миланского Ла Скала и венецианского театра Ла Фениче, где он исполнил Онегина. Венценосным стал 2005 год – сразу три весомые победы: «Гран-при» и приз зрительских симпатий на конкурсе Франсиско Виньяса в Барселоне (Испания), первая премия на ХIII международном конкурсе «Опералия» в Мадриде (Испания), проводимом под эгидой П. Доминго, «Гран-при» на международном конкурсе вокалистов в Сидзуоко (Япония). Это были нелегкие победы.
– Если ты пришел один раз первым, это не значит, что так же будет и следующий, – объясняет оперная звезда. – Поэтому всегда есть беспокойство, чувство ответственности. Даже перед обычным спектаклем, выходя на сцену, я всегда волнуюсь. Эти чувства приходится перебарывать и не показывать их публике. В то же время получаешь адреналин, который позволяет делать «вкусные» вещи на сцене. Для меня очень важно, что ты хочешь рассказать, сможешь ли ты отдать слушателям частичку себя, своего мастерства, творчества, душевных переживаний. И всегда радостно, когда публика откликается. Кстати, российские слушатели гораздо требовательнее, чем западные. Скажем, к такому жанру, как классический романс – миниатюрному произведению, которое заставляет в течение трех минут пройти огромное действие с завязкой, сюжетом и развязкой. За этот очень интимный жанр в наше время, к сожалению, классические певцы боятся браться. Потому что это огромная ответственность.
Василий Ладюк часто выезжает на контрактной основе в Eвропу, Америку и на другие континенты, а благодаря Владимиру Спивакову за последние три года побывал во многих российских городах. Но постоянное место его работы, родной дом – это Новая опера в Москве.
– Этот год мы отмечаем премьерой «Пиковой дамы» в постановке Юрия Александрова, – поделился оперный уникум
на встрече с молодыми певцами Магнитогорского театра оперы и балета и студентами Магнитогорской консерватории. – С точки зрения содержания этот спектакль к Пушкину никак не относится. Режиссер ведет своих героев через период времени с 1913 года и до 1964 года. Но новая постановка хорошо ложится на музыку Чайковского, и то, что мы видим, не идет вразрез с тем, что мы слышим.
В наше время требования к оперным певцам, подчеркнул Василий Ладюк, изменились, сейчас требуется большое мастерство актерской игры, динамики, чтобы можно было успешно выполнить режиссерские задумки. К сожалению, в наших музыкальных вузах не преподают актерское мастерство, выпускники приходят на театральные сцены, научившись лишь вокалу. По этим причинам в один из наборов в Новую оперу, например, взяли половину выпускников Музкомедии и ГИТИСа с довольно посредственными голосами.
– Тогда синтетический актер, новые технологии придут на смену вокалу? – высказали свою тревогу консерваторские преподаватели.
– Нет, время в искусстве вокала ничего не меняет. Просто к нему добавляются самые разные умения. Оперный певец сегодня – это артист разных жанров.
Проведя мастер-класс для нашего начинающего вокалиста – третьекурсника музыкального колледжа Данилы Смирнова (он исполнил арию из оперы «Садко»), Василий Ладюк посоветовал молодым вокалистам больше участвовать в конкурсах, не перегружать по возможности голос, браться только за «свои» арии, и помнить, что творческая жизнь оперного певца должна длиться не менее 50-60 лет.
Фото Динара ВОРОНЦОВА