Карельские поисковики нашли останки солдата, который ушел на войну из Магнитогорска
Шамиль Харисович Сундуков воевал в самом главном армейском звании – рядовой. Геройски сложил голову в бою на Карельском участке фронта. Однако об этом стало известно только сегодня. А в военное лихолетье его семья получила извещение о том, что солдат числится в «реестре» пропавших без вести.
Родные жили надеждой на его возвращение. Ведь бывало же: получали люди похоронку, а через годы израненный фронтовик переступал порог родного дома. Уже в почтенном возрасте те, которые до сей поры хорошо помнят: было только три самых главных варианта сообщений. Это почтовый треугольник со словами «жив-здоров, бью фашистских гадов», беспощадный официальный бланк, прозванный в народе похоронкой, и наполненное безысходностью и верой в случай известие: пропал без вести.
– Я бесконечно благодарен поисковикам, – говорит внук фронтовика Рафик Сундуков. – Они делают великое благородное дело, не только находят места гибели солдат Великой Отечественной, но и возвращают им их честные имена. Дело в том, что в военные и в первые послевоенные годы (а бывает, что и нынче) априорно, без каких бы то ни было на то оснований говорили: сообщение о без вести пропавшем хуже похоронки. Раз пропал – значит предал: либо переметнулся к врагу и, сдавшись в плен, холуйствует у фашистов, либо удрал с передовой и затаился неизвестно где. Иначе говоря, погиб смертью труса. А я получил от карельских поисковиков, которые нашли меня через Интернет, весточку о том, что мой дед – герой.
– Это уже третий контейнер с останками солдат, в сорок первом ушедших на фронт из Магнитогорска, – рассказывает командир местного поискового отряда «Рифей» Любовь Щербина. – Кто-то из великих мыслителей когда-то сказал, что война не закончена до той поры, покуда не похоронен последний солдат. Красиво сказано. Но кто нынче может быть уверен, что еще один похороненный – это последний? Мы продолжим поиски, покуда у нас будет оставаться такая возможность.
Контейнер с останками солдата был поставлен у Вечного огня на постеленное полотнище Российского флага. Минута молчания. По воле родственников захоронение совершено на Левобережном кладбище. Там могилы детей Шамиля Сундукова, которые так и не дождались отца с фронта.
Фото Алексей ТЮПЛИН