Избирательные протоколы станут виртуальными
Документы об итогах голосования никто не сможет подкорректировать, а сам подсчет голосов ускорится. Таких результатов Центризбирком ждет от принятой им новой редакции программы технического переоснащения избирательной системы РФ до 2015 года.
При этом от электронных урн на «крупных» выборах придется отказаться…
Опять переоснащение? И никто на всякий случай не предполагает, что в этих перманентных «переоснастных рефлексиях» избирательный процесс может попросту забуксовать – как говорится, по техническим причинам. Поскольку толком еще не освоили одно, как торопятся внедрить другое. Без учета политической динамики.
– На самом деле в нынешней электоральной среде весьма распространены пожелания «отдать якорь», стабилизировать избирательный процесс, – говорит глава Магнитогорского избиркома Сергей Обер-тас. – И понять логику людей вовсе не трудно. Их раздражает постоянная смена правил: то пропадает строка «против всех», то меняется высота проходного порога, то возвращаются одномандатники, а значит, меняется система. «Технический прогресс» на выборах, как ни странно, тоже становится предметом сомнений. Вот снова очередная новация. Думается, однако, что подобная ситуация на самом деле взывает к достаточно простому житейскому рассуждению: если внедрение того или иного проекта гарантирует упрощение процедуры, ее прозрачность и защиту от каких бы то ни было фальсификационных вариантов, то подобный проект без сомнения будет пользоваться широкой поддержкой.
– Главная новация программы – оснащение избирательных участков автоматизированными рабочими местами, – подчеркнул зампред ЦИК Леонид Ивлев. – Это позволит составлять протоколы в электронном виде и оперативно отправлять с избирательных участков.
По его словам, пропадет надобность отвозить протоколы в территориальные избирательные комиссии на бумаге и на электронном носителе. Процесс заметно ускорится. Сначала члены участковой комиссии поставят на протоколе электронные подписи, что придаст данным юридическую силу. Система, как пояснили в ЦИК, сразу «увидит» протокол с фамилиями конкретных лиц, чьими подписями он будет скреплен. Таким образом достигается предельная персонализация ответственности. Затем данные по защищенным каналам связи отправятся в вышестоящие избирательные комиссии. При этом весь процесс смогут проконтролировать наблюдатели.
Замечательно. Однако тут же возникает вопрос: а высокопрофессиональные хакеры разве не смогут проконтролировать
то же самое? Ведь для них ломануться на самый зашифрованный сайт – дело престижа. И эту мощность можно смело умножить на два, если за дело возьмутся упомянутые профессионалы, которые за щедрый гонорар согласятся обслуживать чью-то политическую интригу.
Еще один плюс, по мнению представителей центризбиркома, – удастся сократить время на подсчет голосов. «Понятно, что это произойдет не везде и не сразу. Поначалу – на четырех тысячах избирательных участков», – пояснил Ивлев. Дело в том, что надо «обкатать» технику, а затем уже внедрять повсеместно.
Помимо прочего новая система, уверяют в ЦИК, исключит возможность «переписывания» протоколов. Во всяком случае, в ходе передачи данных. Интересно. А как быть с автоматизацией подсчета голосов? На этом направлении модернизация наверняка затормозится. Виной тому – новый партстроительный бум. В этом году в единый день голосования в выборах участвовало 54 партии. Понятное дело, эта тенденция привела к технической неувязке. Бюллетени превратились в длинные «простыни», которые отказываются сканировать электронные урны. Новые комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) рассчитаны всего на 15 партий. Любопытно, какой «инопланетянин» их программировал? Ведь совершенно очевидно, что в России в последнее время на самом деле партии и «партийки» плодятся как грибы после дождя.
Выхода было два – или ставить фильтр для «малых» партий, или отказываться от КОИБов. Победил второй вариант – избирательные участки не будут оснащаться новыми электронными урнами. А ведь планировалось поставить их на 62 процентах участков, на которых голосует 90 процентов избирателей. Отказ от закупки «умных» урн привел к заметному урезанию правительством программы. Документ, принятый ЦИК, «стоит» на девять миллиардов рублей меньше, чем предыдущая редакция. На модернизацию правительство оставило 3,3 миллиарда.
Изготовленные КОИБы не отвезут на свалку. Они продолжат работу на выборах разного уровня. Конкретнее, там, где число строк в бюллетене, отводимых на фамилии кандидатов и наименования партии, по предварительным оценкам, не превысит 15. Таким образом, электронные урны будут «кочевать» из региона в регион. Однако, по мнению главы местного избиркома Сергея Обертаса, «при любом техническом решении продолжает оставаться актуальным «человеческий фактор».
И, в частности, максимальные возможности для общественного контроля за процедурой беспрепятственного волеизъявления граждан. Вот почему мы стремимся расширить представительство местных политических объединений в составе избиркомов, на выборах обеспечиваем самый благоприятный климат для работы наблюдателей, а также самое пристальное внимание уделяем работе с молодежью, привлечению юношей и девушек к самому активному участию в избирательном процессе».
Фото Алексей ТЮПЛИН