Три десятка лет Владислав Глухих охранял воздушные просторы страны.
Вчера Россия отмечала День ракетных войск и артиллерии – праздник, который появился в календаре в ознаменование заслуг этих родов войск в разгроме немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом.
В мирное время ракетные войска и артиллерия берегут рубежи родной страны. Не все магнитогорцы знают, что когда-то в нашем городе базировался дивизион из трех полков ракетных войск, в задачу которого входила охрана города и комбината как важного стратегического объекта. В одном из них – на плотине – тринадцать лет прослужил Владислав Глухих. Владислав Константинович – из семьи военного летчика. Все трое детей Глухих родились в разных городах: супруги часто меняли гарнизоны – куда Родина пошлет. Владислав родился на Дальнем Востоке, одна из сестер – в Потсдаме, вторая – в Красноярске. В 1943 году отец погиб, мать осталась одна с детьми. Судьба занесла их в Казахстан, где Владислав окончил школу и сразу же отправился в военкомат – с твердой уверенностью пойти по стопам отца, стать летчиком. Но не прошел медицинскую комиссию – по зрению оказался не годен. Военком, видя желание парня стать военным, посоветовал отправиться в Пушкинское радиотехническое училище. Выучился – и был направлен по распределению в Уральский военный округ, в Магнитогорск.
– На второй плотине стоял гвардейский 70-й зенитно-артиллерийский полк, – вспоминает Владислав Константинович. – Назначили меня техником полковой школы. Тогда на вооружении были американские пушки и стомиллиметровые – наши… Дивизион стоял тремя полками вокруг города, и задача его была – защищать город от возможного воздушного нападения. Конечно, признается Глухих, экстремальных ситуаций практически не случалось – и слава богу. Впрочем, об одном случае Владислав Константинович рассказал.
– Первого мая 1960 года в гарнизоне объявили боевую тревогу. Я входил в состав расчета КП. Это был день, когда самолет-шпион американского летчика Пауэрса выполнял разведывательный полет над СССР. У нас был приказ: связаться в полком, который стоял на Соленом озере, состыковать борт-ракеты и быть готовыми к поражению противника.
Сегодня мы знаем историю этого полета. Целью внедрения Пауэрса на территорию нашей страны была фотосъемка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Предполагаемый маршрут полета начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте двадцать тысяч метров по маршруту Аральское море – Свердловск – Киров – Архангельск – Мурманск и завершался на военной авиабазе
в норвежском Буде.
– Пролетел он и в непосредственной близости от нашего города, – поделился Владислав Глухих, – сбить мы его не могли, поскольку зенитные средства, которые были у нас на вооружении, не могли его попросту достать – по высоте. Его ведь вели наши ПВО с самого начала, как он пересек границу. «Приняли» его под Свердловском – но это факт известный…
После тринадцати лет службы в полку в Магнитогорске Глухих перенаправили
в Мурманск, потом был Киров… В 1973 году его комиссовали, и он с семьей вернулся в Магнитогорск. Вместе с женой Ниной Петровной они прожили, как признался Владислав Константинович, «страшно подумать сколько лет»…
– Она для меня – все. Мы со школы вместе: я ее в пионеры принимал, а она меня позже – в партию.
Дети Глухих, к сожалению, оба рано ушли из жизни, но оставили внучек, двоих бабушка с дедушкой поднимали сами. Сегодня у них уже двое правнучек: молодое поколение этой семьи – сплошь девочки.
– Обрывается, увы, фамилия на мне, – сетует Владислав Константинович. – Но ничего, лишь бы жили хорошо, счастливы были. И пусть над ними всегда будет чистое и мирное небо.
Фото Динара ВОРОНЦОВА