Государственные эксперты обнаружили дефицит школьного воспитания
и патриотизма.
Именно в специфике российского образования специалисты видят истоки ксенофобии, национализма. Обсуждение законопроекта «Об образовании» предоставляет нам редкую возможность увидеть свое будущее.
«Последние годы в школе мы давали только знания, но не воспитывали. Результатом этого стало побоище на Манежной площади», – объяснил актуальность своего проекта гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков.
Теперь главной задачей учителей в старших классах станет воспитание патриота. Для чего учебный день, начиная с девятого класса, разделят на две части – образовательную и воспитательную. В первой половине дня – общеобразовательное учение, во второй – поисковые работы на полях боевой славы и прочие высокодуховные занятия.
Большей частью проект критикуют за некую абстрактность формулировок и неопределенность методики. Например, совершенно непонятно, какой конкретный инструментарий позволит измерить патриотизм учащегося. А вопрос этот актуален, ведь в рамках законопроекта «Об образовании» предлагается ввести стандарт поведения и оценку по духовно-нравственному воспитанию.
Россия далеко не первая страна в мире, которая вознамерилась увязать экономический запрос на модернизацию с политическим расширением программы патриотического воспитания. Риторика авторов законопроекта позволяет предположить, что они намерены встать на немецкий путь развития во второй половине XIX века, когда Германия переживала эпоху бурных преобразований.
Можно предположить, что самое сильное воспитательное значение у нас будут иметь уроки религии, родного языка, литературы и истории. Особое внимание предлагается уделить физическому воспитанию. В ноябре прошлого года глава Рос-молодежи Василий Якеменко предложил заменить в школах уроки физкультуры на некие «уроки здорового образа жизни», отметив, что апробация программы уже началась.
Проблема и в том, что запрос на высшее образование в России превосходит все рамки. 83 процента выпускников собираются получать высшее образование. Между тем мест, требующих высшего образования, в современной российской экономике 25–30 процентов. Даже в принимаемой за эталон экономике США их примерно 40 процентов.
Причина такой тяги к высшему образованию в широких слоях населения, по всей видимости, заключается в том, что сегодня даже для трудоустройства на простейшую работу (курьера, охранника) зачастую требуется диплом о высшем образовании как гарантия элементарной культуры.