В Магнитогорской картинной галерее открылась выставка GriMart, представившая сразу двух художников-графиков – Андрея ГРИГОРЬЕВА и Александра МАРТЕМЬЯНОВА. И одними из первых экспозицию посетили корреспондент и фотограф сайта “МР-инфо”
Авторы очень разные в своем восприятии мира и его отображении. Если Андрей Григорьев больше настроен на активную, преобразующую деятельность, работает быстро и постоянно кипит идеями, то Александр Мартемьянов больше склонен к созерцанию и философии, он подмечает тончайшие движения души своих персонажей, и, не пытаясь переделать этот мир, он ищет его глубокий внутренний смысл. Однако их объединяет огромный талант, высочайший профессионализм и почти 20-летняя дружба в рамках как преподавательской, так и творческой деятельности.
Оба – члены Европейского художественного союза, ведут активную выставочную деятельность в городе и за его пределами. Собственно, эта выставка и родилась из прошлогодней экспозиции целого ряда магнитогорских авторов в Кургане, с которым наших художников объединяют давние творческие связи. И хотя графика была представлена на ней не так широко, именно тогда у Андрея и Александра возникла мысль сделать совместную выставку графических работ уже в родном городе. И она, несомненно, удалась.
Взгляд души
Александр Мартемьянов – профессиональный рисовальщик, виртуозно работающий в классических техниках и оригинально их интерпретирующий. Его творчество на выставке представлено в основном портретами, выполненными разными графическими материалами: карандаш, соус, пастель, сангина. Но даже в достаточно узких рамках, которые задают эти материалы, он находит новые, весьма интересные решения, позволяющие его работам обретать глубокий психологизм. Его картины – нескончаемый диалог формы с пространством, материала – с плоскостью, разговор языком визуальным и глубинным языком подтекста, стоящего за каждой работой.
Александр Мартемьянов – мощный портретист. Вот из темноты, на манер Рембранта, выходят очертания лица, а вот игра форм и движений, причудливых линий и цветовых пятен, за которыми рождается характер и глубина души персонажа.
Отдельный интерес представляет его серия работ «Люди, изменившие мир», героями которой стали исторические личности разных эпох. Александр Александрович большой знаток истории России, и его размышления о судьбах Родины, о значимых ее деятелях нашли отражения в его картинах. Каждый из них – не просто портрет, но отражение своего исторического периода, взглядов и чаяний эпохи, причем это может быть как Александр Невский, так и безымянный немецкий солдат, невольно ставший строителем Магнитки.
Преобразовывая мир
А с Андреем Григорьевым нам удалось встретиться с на выставке, и узнать о его творчестве из первых уст. Андрея Дмитриевича в Магнитогорске знают, как заведующего кафедрой дизайна ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», автора нового облика нашего театра драмы, но с его художественным творчеством знакомы далеко не все.
Искусствовед Ирина ГОРДИЕВСКИХ недаром назвала Андрея Дмитриевича сказочником и преобразователем мира. На выставке представлены работы самой разнообразной тематики.
Во многих графических листах отражается любовь автора к путешествиям. Здесь причудливо переплетаются и милые уголки родного города, и зарисовки с питерских крыш, пленяющих сочетанием романтизма и строгой графичности, и готические соборы, монастыри и дворики столь любимой художником Португалии с ее причудливым сочетанием архитектуры, ландшафта и буйства южной природы. К слову, во время зарисовок со сказочной португальской натуры искусство стало для Андрея Григорьева своеобразным языком международного общения и помогло найти немало друзей из разных стран.
Есть и тематические композиции. Серия «Мрачные времена» – своеобразное переосмысление средневековья и эстетики готической архитектуры. В работах на тему постапокалипсиса и цикле «Городские легенды» отразилась любовь Андрея к мифологии – от классической скандинавской, библейской, восточной до специфичных городских сказок и побасенок. И если героями «Городских легенд» становятся тайны заброшенных домов, старых парков или блуждающие огоньки среди ночного города, то в своем постапокалиптическом цикле он переиначивает на свой лад известные мифологические системы, воссоздавая в северной, индийской или славянской эстетике идеи о том, что произошло бы после конца света с Землей, стоящей на китах, слонах или черепахах, образы тверди небесной, Вавилонской башни. Для кого-то это – надежда, для кого-то – безнадежность, а кто-то видит в них некий саркастический упрек современной цивилизации. В многоплановых работах Андрея Григорьева немало намеков и культурных реминисценций, они тем и хороши, что каждый может увидеть нечто свое, порой даже выходящее за пределы замысла автора.
Есть в экспозиции серия, посвященная лодкам, есть цикл «Время ветряных мельниц» – о завораживающих механизмах, которые «крыльями машут, а улететь не могут», их стремлении ввысь, попытках к бегству с нашей унылой земли, взлетах – вплоть до стратосферы и падении в небытие.
Андрей – любитель экспериментов и самых разнообразных техник. В его художественном арсенале тушь и перо, карандаш и изограф, а капиллярная гелевая ручка легко сочетается с гуашью. Разрабатывает он и совершенно новую технику работы по пластику, в ходе которой было немало экспериментов с красками – начиная от типографской и заканчивая акрилом и маслом. По мнению художника, на искусство влияют не только социальные и культурные реалии той или иной эпохи, но и развитие технологии. И его авторская техника – яркое тому подтверждение. Но и тут на достигнутом он не останавливается. К сожалению, к началу выставки Андрей Дмитриевич не успел закончить серию работ, где в строгой графической среде этой техники начал проявляться цвет. Но, не сомневаемся, впереди еще немало выставок, и мы их еще увидим.
– Выставок чистой графики практически никогда не бывает. Она обычно идет как бонус либо как некая подготовительная работа к живописи или просто так развлекаются художники, а вот отношение к графике как к отдельному серьезному виду искусства, к сожалению, редко встречается, не только в нашем городе, но и в принципе, – отмечает Андрей Григорьев.
И это – значимый повод не упустить столь уникальное явление и обязательно посетить экспозицию. Ее работа продлится до 21 ноября.
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА