Депутаты намерены отучить россиян от попыток самолечения
Социологические опросы, проведенные крупнейшими российскими центрами изучения общественного мнения Левада и ВЦИОМ, показали,
что 70 процентов жителей страны обращению к врачам предпочитают самолечение. Еще пять процентов лично ставят себе диагнозы
и прописывают лекарственные препараты, информацию о которых черпают в газетах и Интернете.
Действительно, зачем обращаться к врачу, если заболела голова, горло или желудок? Достаточно включить телевизор, чтобы определиться, какое именно лекарство следует купить в ближайшей аптеке. Владимир К. долго мучился зубной болью, как объяснял потом хирургу, первое время разрекламированные пилюли помогали, потом и лошадиная доза их перестала действовать. Явился к стоматологу, оказалось, что зубы в полном порядке, а вот челюстная кость изрядно пострадала. Драгоценное время было упущено, пришлось ложиться под нож хирурга.
Залечила больную спину чудо-прибором и еще одна жительница Магнитогорска. Долгое время прибор действительно спасал, но одновременно с этим калечил, вуалируя серьезное заболевание. Ситуация «разрешилась» операцией и долгим сроком реабилитации. Это лишь несколько примеров из повседневной практики врачей.
Порой на прием приходят настолько «подкованные» пациенты, что при назначении того или иного препарата начинают спорить, уверяя в эффективности привычных им лекарств. Случается, жалуются врачи, что больные принимают препараты в обход предписанным. Получается, что лечение проводится впустую, а болезнь только прогрессирует.
Во всем виновата фармацевтическая вседозволенность. Во-первых, большинство препаратов, даже те, где в аннотации значится: «Отпускается по рецепту врача», реализуются свободно. Во-вторых, реклама лекарств на телевидении, в газетах, Интернете создала впечатление, что любую болезнь можно победить, достаточно сделать выбор в пользу того или иного средства. Причем ставить диагнозы, как и выбирать лекарственные средства, люди научились самостоятельно.
– Сегодня рынок потребления лекарств в России неуклонно растет. Вместе с тем законодательство в сфере рекламы не только не способно обеспечить безопасность потребления лекарственных препаратов, но и провоцирует бесконтрольное и опасное для здоровья потребление лекарств, – считает депутат Государственной Думы Антон Беляков.
По инициативе этого депутата в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий запрет рекламы лекарственных средств на телевидении и радиовещании, а также во всех печатных СМИ, не являющихся специализированными медицинскими изданиями.
Одновременно с этим Правительство РФ поручило Минздраву, Федеральной антимонопольной службе, а также органам исполнительной власти проработать вопрос о запрете рекламы лекарственных препаратов в средствах массовой информации, в том числе электронных.
Уже на этапе подготовки отчета о возможном запрете рекламы лекарственных препаратов директор департамента Министерства здравоохранения Елена Максимкина заявила, что не исключает возможности полного запрета роликов на телевидении, в Интернете, а также печатной рекламы, в том числе и биологически активных добавок. В министерстве полагают, что информация о лекарственных препаратах должна быть доступна только специалистам, работающим в этой отрасли, и находиться реклама может исключительно на страницах специализированной печатной продукции.
– Я поддерживаю предложение полного запрета, – сказала Максимкина и напомнила, что сейчас весь мир стоит на пороге борьбы с лекарственно устойчивыми формами вирусов, породило которые бесконтрольное самолечение.