Как человек нуждается в квалифицированном лечении, так и животным бывает необходима помощь специализированных докторов. Все, кто решил посвятить свою жизнь братьям нашим меньшим, могут полноправно считать «своим» профессиональным праздником 31 августа – День ветеринарного работника России.
Наталья Федорова в профессии с 2001 года. Любовь к животным у нее возникла с самого детства и по сей день она продолжает бороться за здоровье четвероногих. Наталья Анатольевна прошла путь от выпускницы ветеринарного института до практикующего врача и владелицы Ветеринарного центра в Магнитогорске. О сложностях профессии и случаях из практики – в материале «МР-инфо».
Почему выбрали стать ветеринарным врачом? Как давно вы в профессии?
Животных я люблю с детства и всегда хотела с ними работать. После того, как я закончила наше медицинское училище, я понимала, что-то не то, хотелось все же с животными работать. После этого поступила в Троицкий ветеринарный институт. Сначала я работала в частной клинике на Доменщиков, на тот момент в нашем городе она была одна. Поработав там несколько лет, я хотела все-таки развиваться, хотелось что-то новое вносить. И мы с подругой-врачом арендовали маленький кабинет. Это были 2000-е года. Потом мы переехали в помещение побольше и получилась уже небольшая клиника. Мы начали постепенно привлекать к себе врачей. Все это время мы не переставали учиться.
Сложно ли было освоить профессию, какое образование для этого нужно получить?
У нас все обучение в академиях, институтах идет по учебникам 70-х годов. Нас учат всех на сельскохозяйственных животных в первую очередь, направлено все было на промышленность. А в городах все больше и больше кошек и собак. Когда мы выпустились из ВУЗа, поняли, что не можем пока работать. Очень важную роль сейчас играет обучение после ВУЗа. Институт нас научил учиться, извлекать какой-то материал из книг, впитывать в себя главное и нести в профессию. В тот момент у нас очень активно работала Уральская ассоциация ветеринарных врачей. Мы с ними сотрудничали, ездили на обучения непосредственно по мелким животным. Большой опыт мне дала практика на нашей государственной ветслужбе. Сейчас это очень удобно, можно обучаться на вебинарах. Ветеринария развивается очень быстро. Все, чему нас учили пять лет назад, уже не так применяется на практике. В нашей клинике каждый доктор имеет свою специализацию: терапевт, хирург, офтальмолог, кардиолог, чтобы качественно оказывать помощь.
С какими трудностями приходится сталкиваться в профессии?
Мы любим животных, но приходится нам работать с людьми. А человек, который попадает на прием со своим питомцем, находится в состоянии стресса – у него заболело любимое животное, и владелец может неправильно отвечать на вопросы. А важная составляющая лечения – это тщательно собрать анамнез. Некоторые люди настолько растеряны, что ты сидишь и пытаешь их как детектив. Бывает, приносят животное, их спрашиваешь – что случилось? Они говорят: «Вы врач – вы и разбирайтесь». И начинаешь искать подход, выстраиваешь доверительные отношения.
Чтобы качественно лечить животное, нужно качественно провести диагностику. Одно дело, что мы видим глазами, и другое – это уже показано в анализах, видны проблемы.
К нам на практику ежегодно приходят очень много студентов, но практикующими врачами становятся не многие. Кто-то не выдерживает стрессовой нагрузки.
Что на ваш взгляд сложнее: лечить питомца или работать с его хозяином?
Зачастую сложнее работать с владельцами. За столько лет работы, животных ты начинаешь видеть сразу. Например, кошка – это опасное животное, она может кинуться в любой момент, с ней разговаривать сложно. С собаками проще, они достаточно прямолинейны, у них все на лице написано – она хочет тебя укусить, она об этом предупредит. Мы уже привыкли и знаем подход. С владельцами нужно найти взаимопонимание и доверие. Каждый находит своего врача, к которому они ходят, доверяют. Бывает, приходят с других клиник, смотришь лечение и видишь погрешности, очень важно не подставить врача и очень аккуратно донести, что нужно сделать корректировки в лечении.
Кусали когда-нибудь животные на приеме?
Стараемся соблюдать технику безопасности. Бывает, пациент укусил, вся рука расцарапана, хозяин тоже в стрессе, но успокаиваешь, говоришь, что все нормально. Люди иногда даже не видят эти покусы. Мы все привиты от бешенства.
Какими животными преимущественно вы занимаетесь? Были ли в вашей практике редкие животные?
Чаще всего в клинике кошки и собаки. Также есть врач по экзотическим животным: хомячкам, хорькам, птичкам. Я восемь лет я отработала в зоопарке в Абзаково. Лечили там и тигров, и леопардов. Иногда обращаются и с лошадьми, бывает приносят хамелеонов, саламандр, как-то раз крокодил был. До карантина часто обращались за помощью из цирка.
Часто ли приходится спасать бездомных животных? Какова их дальнейшая судьба?
С бездомными животными работаем. С ними сложнее, потому что они сами не расскажут, что у них болит, мы не знаем анамнез. Приходится опираться на опыт и чутье. Объясняем, что мы клиника, направленная на лечение, и у нас нет возможности оставить животное себе. А так у каждого сотрудника дома живут по несколько животных, найденных на улице. У меня есть кошка без лапы, в свое время она была найдена с гангреной. Волонтеры не нашли, куда пристроить, и я забрала себе. Рекомендуем обращаться в группы, искать пути, чтобы пристроить животное в добрые руки.
Какова в нашем городе ситуация с захоронением умерших животных?
У нас есть частный крематорий. Люди могут оставить животное в клинике на кремацию, мы звоним в крематорий – они забирают. Может быть даже индивидуальная кремация с выдачей праха. По законодательству, трупы животных нельзя закапывать.
Вы принимаете пациентов исключительно в клинике или выезжаете на дом?
Сейчас мы практически не занимаемся выездной службой, потому что это недостаточно качественное оказание услуг. Нужен рентген, УЗИ, осмотр узкого специалиста. Мы приезжаем, оказываем первую помощь, а дальше в стационар.
С какими заболеваниями у животных вы чаще всего сталкиваетесь?
Заболевания пищеварительной системы, сезонные заболевания. Зимой у кошек, например, случается поедание «дождика». Много онкологии. Так как я врач УЗИ, я очень много смотрю животных, и у 5-7 пациентов в день онкология. Мы стараемся с этим бороться, применяем химиотерапию, стараемся продлить и обеспечить достойную жизнь. Ты сделал все возможное своими руками, а остальное все от Бога. Если животное хочет жить, то там уже врач не поможет, как говорится. Бывают случаи, когда думаешь, что уже все, уже не поможешь… Назначаешь последние манипуляции, препараты, и вдруг пациент начинает резко выздоравливать. И мы этих животных помним. Когда они приходят через какое-то время на прививку, вся клиника рада.
Был ли в вашей практике какой-то особенный клинический случай, который удалось решить?
Был случай – нашли щеночка в лесополосе, он был практически без признаков жизни, его укусил клещ. Привезли его к нам в тазике. Нужно было переливать кровь. Нашли донора, сдали кровь, перелили и потихоньку его вытянули. Сейчас это такая прекрасная собака Бусинка. Они в год приходили нас поздравлять, принесли торт, фотографию, где написали: «Если животное дышит, всегда есть надежда». Выздоровление каждого – это всегда вдохновение и желание дальше работать. Иногда бывает, что кто-то погиб, но все равно люди благодарны, понимая, что мы далеко не боги.
Смогли бы вы уехать в удаленные уголки нашей страны лечить, например, крупный рогатый скот?
В нашей профессии есть некое выгорание. У меня тоже был определенный момент, когда я понимала, что не хочу работать, казалось, что каждый день ты как на войне. Сейчас все прошло, потому что ты видишь новшества, вносишь это в работу, это помогает и направляет дальше, возникает желание работать. Уехать бы смогла, но пока не вижу в этом необходимости. Я и здесь нужна. Может, к старости такое желание возникнет. Даже какое-то время находясь на отдыхе, меня начинает тянуть к работе. Привычка – находиться в движении.
Какие наиболее распространенные ошибки допускают хозяева в содержании своих питомцев? Что бы вы посоветовали владельцам?
Я всегда говорю, что профилактика – это лучшее средство от заболеваний. Правильно кормление, содержание снижают процент заболеваний в два раза. Например, сейчас грядет осень и сезонное заболевание – блошиный дерматит. Объясняешь это владельцу, а он говорит, что кошка домашняя, чистая, из дома не выходит. Начинаешь искать паразита, чтобы показать, и хорошо, если найдешь. Дерматит проявляется сильным зудом и приводит к расчёсам с выраженными ранами. Блохи живут в подъездах, подвалах и на чердаках и могут быть занесены каким-то образом в квартиру и там сосуществовать с этой кошкой. Но этих проблем можно избежать даже не обращаясь к врачу, просто летом регулярно наносить капли на шерсть.
Раньше считалось, что нужно всех стерилизовать. Сейчас я прихожу к выводу, что есть определенные риски: избыточный вес, плохое качество шерсти, замедление обмена веществ. Поэтому определенным породам я всегда объясняю все минусы, которые могут возникнуть после стерилизации. Если стерилизация по показаниям, то это другое дело. Среди врачей мнения расходятся – кто-то за раннюю стерилизацию – до полового созревания животного, кто-то за позднюю – от 9 до 12 месяцев. Жестких стандартов нет.
Какими личностными качествами, по вашему мнению, должны обладать ветеринарные врачи?
В первую очередь – это любовь к животным. Немало важным качеством является стрессоустойчивость. Стремление к обучению. Смелость, потому что на тебе лежит ответственность в выборе при назначении лечения, который хозяин за тебя не сделает.
Что самое интересное в вашей работе?
Самое интересное – это разнообразие. Ты не знаешь, что тебя ждет через пять минут. Бывает, кто-то залетает со словами: «Спасите, травма!», а ты видишь счастливого улыбающегося щенка, у которого все хорошо. Неожиданность и разнообразие – это про нашу профессию.
Расскажите о ваших питомцах.
До недавнего времени у меня были две кошки, одну мне подарили, другую, ту, что без лапки, я взяла у волонтеров. Сейчас они живут у мамы, все с ними хорошо. Есть две собаки, такие, которых я хотела с детства. Я очень любила спаниелей. До этого у меня был спаниель, он прожил 14 лет. Затем мы взяли еще двоих.
Что бы вы пожелали своим коллегам в профессиональный праздник?
Побольше выздоравливающих и счастливых пациентов, счастливых людей. Желаю постоянно учиться, совершенствовать свои навыки, стараться быть нужным и полезным людям.
Похожие материалы
Фото Ксения ИГОНИНА / личный архив героини