Речь пойдет о истории Сергея Тихановского и его потомков.
Генеалогия – важный источник знаний
Сотрудники современного музея постоянно сталкиваются с новыми общественными запросами, сама жизнь заставляет обращаться к новым темам и методам работы. Магнитогорский историко-краеведческий музей уже несколько лет занимается новой для себя деятельностью – помогает жителям города в создании родословных. Великий русский философ Николай Федоров писал о музее: «Музей есть не собирание вещей, а собор лиц, деятельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении жизни…». Именно семейные архивы, легенды и родословные наполняют музей жизнью. Сотрудничество с магнитогорскими генеалогами-любителями стало благодатной почвой для пополнения наших знаний о разных страницах истории города и страны через судьбы отдельных семей и конкретных людей.
В течение нескольких лет автор проводила постоянные консультации, встречи по родословию. Результатом стала первая в городе генеалогическая выставка «И поколенья льнут одно к другому», состоявшаяся в марте 2017 года, где были представлены уникальные документы, дневники, фотографии и семейные реликвии жителей Магнитогорска.
Следующим этапом стал музейный проект «В поисках утраченной памяти», основными задачи которого стали объединение магнитогорских генеалогов-любителей, создание генеалогической карты Магнитогорска и помощь населению в составлении родословных. Проект предполагает создание сообщества единомышленников – генеалогического клуба, места общения, где делятся опытом, открытиями, проблемами, а также проходят лекции специалистов – историков, архивистов, генеалогов, встречи представителей отдельных родов, потомков жителей исчезнувших поселков – Среднеуральского, Магнитного. Запланировано проведение семинаров, практических занятий и консультаций для тех, кто составляет родословную своей семьи. В помощь начинающим предполагается открыть курсы. Будет продолжена и выставочная работа в данном направлении.
Музей в результате такого сотрудничества приобретает не только знания и пополняет фонды, но и расширяет круг истинных друзей и единомышленников, тех, для кого прошлое и его сохранение имеет нравственную ценность. Можно привести немало примеров, когда сотрудничество с хранителями семейных традиций приводило к очень интересным и важным открытиям, в результате которых история становится объемнее, экскурсии – интереснее и ярче. Открываются новые темы исследований.
В нашей региональной истории есть имена – символы, это люди, через жизнь которых ярко высвечиваются прошлые события. Рассказывая о пугачевском восстании конца XVIII века, о взятии крепости Магнитной, невозможно обойти молчанием ее коменданта Сергея Тихановского. О нем и через столетие рассказывали старики в станице Магнитной, упоминал Пушкин и многие исследователи.
Долгие годы казалось, что ничего нового об этом человеке мы уже не узнаем. Но архивы хранят еще много тайн. Новые материалы из Оренбургского государственного архива позволили узнать больше о семье коменданта. Судебное дело Яковлевой, служанки Тихановских, из Российского государственного архива древних актов (РГАДА) – о гибели его жены.
И вот неожиданное знакомство с живым потомком коменданта! В 2017 году вышла небольшая книга автора о православии в крепости Магнитной «Будь верен до смерти». Прочитав ее, в музей позвонил Сергей Геннадьевич ДОРОЖКО, прямой потомок по женской линии Сергея Тихановского. Сергей Геннадьевич составил генеалогическое древо своего рода, начало которому положил комендант крепости Магнитной.
Защитник крепости
Так кто же такой Сергей Кузьмич Тихановский? Какой след он оставил в нашей истории?
В 1773 – 1775 годах крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева встряхнула всю Российскую империю, но главные события происходили в Оренбургском крае. «Из Урала пышет пламечко…» – эта строчка из народной песни о Емельяне Пугачеве дает очень яркое представление о тех событиях. Донскому казаку Пугачеву под именем императора Петра III удалось объединить вокруг себя тысячи недовольных правительством и просто авантюристов, превратить их в боеспособное войско, при этом создать атмосферу вседозволенности. Это войско отличалось невероятной жестокостью, уничтожало целые крепости, расправлялось с женщинами, детьми, священниками, оскверняло церкви.
Начавшись в сентябре 1773 года в Илецком городке, восстание пронеслось через уральские степи и грозило охватить всю Россию. В начале апреля 1774 года после разгрома его отрядов под крепостью Татищева Пугачев отступил в Белорецкий завод, затем его войско подошло к крепости Магнитной.
В разных архивах страны хранятся документы – рапорты коменданта Верхнеяицкой крепости полковника Ступишина, указы самозванца, протоколы допросов Пугачева и его соратников, воспоминания современников, в которых идет речь захвате крепости Магнитной. Об этом писали и многие исследователи как досоветского, так и советского периодов (А. С. Пушкин, А.Д. Дмитриев-Мамонов, М.В. Жижка и другие). События, имевшие место в крепости, возможно, оказали влияние на дальнейший ход восстания – так, например, ранение Пугачева, несомненно, ослабило силы восставших.
5 мая 1774 года войско Пугачева подошло к крепости Магнитной. Оборону возглавлял комендант крепости Сергей Тихановскийс гарнизоном в сто человек. В крепости в тот момент находилось также, судя по Духовной росписи 1773 года, много женщин, стариков и детей.
О том, как была взята крепость Магнитная, рассказывал сам Емельян Иванович Пугачев на допросе в Яицкой секретной комиссии 16 сентября 1774 года: «Забрав человек двести, пошел на Белорецкий завод. Тут жил я три недели. И взяв людей, не помню сколько, пошел под Магнитную крепость, в которую написал указ, чтоб комендант сдался, однако ж он не послушал. И так, хотя у меня ни одной пушки не было, однако ж сделал приступ. А как конницею взять было неможно, ибо тамо были пушки, тут ранили меня в правую руку пушечной картечью, и так я велел отступить. А отойдя от оной, расположился в стан и отдыхал одне сутки. Потом распределил толпу свою на пять частей и, со всех сторон Магнитную атаковав, взял. А войдя в оную, получил тут четыре пушки, пороху и прочих разных припасов. На другой день комендант той крепости, которой бежал от меня, опять сам явился. Оного я велел повесить: для чего не сдался?». Некоторые детали добавляет рассказ пугачевца Ивана Творогова: «И хотя, помнится, не было у нас в сие время пушек, однако ж, крепость взяли грудью, и двух начальников злодей повесил».
Верхнеяицкий комендант Ступишин писал генералу Деколонгу о падении крепости: «Получил я от Тихановского рапорт, коим уведомляет, что проклятый государственный злодей казак Пугачев с набранными им таковыми же злодеями, в числе 6 тысяч человек, ту Магнитную крепость осадил. Узнал от прибежавшего из Магнитной крепости денщика капитана Тихановского, что крепость та злодеем Пугачевым взята, где он, злодей, воспользовался порохом, свинцом, орудиями и провиантом, правящего же капитана Тихановского и многих жителей истребил».
Упоминает о коменданте и Александр Пушкин в «Истории Пугачева»: «Капитан Тихановский оборонялся храбро. Пугачев сам был ранен картечью в руку и отступил, претерпев значительный урон. Крепость, казалось, спасена, но в ней открылась измена: пороховые ящики ночью были взорваны. Мятежники бросились, разорвали заплоты и ворвались. Тихановский с женой были повешены; крепость разграблена и выжжена». Из крепости Магнитной пугачевцы двинулись по направлению к Троицкой, где их ждало жестокое поражение.
(Окончание следует)
Фото потомков Тихановских предоставлены МИКМ, генеалогическая схема Сергея Дорожко; обработка - Светлана Дощанова