И мне кажется, эта любовь не безответна, иначе не появилось бы дитя их взаимных чувств – Парфюмерный клуб, который буквально на днях отметил свое 4-летие.
Отливанты и распивы
Тонкие ароматы влекли Марию с детства, но, конечно, в те непростые 90-е это было непреодолимой роскошью, как, впрочем, и в институтские времена, когда можно было себе позволить лишь недорогие ароматы из масс-маркет.
А по-настоящему во вкус вошла наша героиня, когда в 2016 году попала на сайт https://www.fragrantica.ru/, созданный Еленой Княжевич, эмигранткой из России, живущей сейчас в США. Это своеобразная парфюмерная энциклопедия, где можно подобрать духи, как музыку, по нотам ароматов. К примеру, если тебе нравится кедр, цитрусовые или цветочные запахи, ты можешь вбить их в поисковик, и тебе выдадут список заветных флакончиков с твоими любимыми нотами. Есть там и обсуждения каждого аромата, где Машу (а мы же все филологи!) сразу очаровали и вызвали жгучий интерес новые слова.
– Участницы пишут: «Взяла себе отливант…», «Мне больше нравится EDP..» – для меня, конечно, это была китайская грамота, и я тут же полезла смотреть, что все это значит, – вспоминает она. – И выяснилось, что в «парфманьячных» сообществах делают отливанты: берут оригинальный флакон и его делят на дольки – шприцом, если флакон раскручивается полностью, или отпшикивают в пробник и продают. И можно купить какой-нибудь дорогущий аромат в небольшом объеме за приемлемую цену. EDP – это парфюмерная вода, EDТ – туалетная вода, а EDК – одеколон.
На просторах Интернета оказалось немало парфюмерных групп и сообществ, одно из самых больших – «Парфпосиделки», где обсуждают чарующие ароматы более 20 тысяч таких же фанатов со всей России. Тут же подписалась на несколько «распивов» (когда фанаты парфюма выкупают через интернет-магазины вскладчину флакон и делят его меж собой, таким образом, получив возможность «попробовать» редкий аромат).
Параллельно выяснилось, что есть и в Магнитогорске люди, увлеченные этим же необычным хобби, в том числе еще одна наша коллега – Дарья ДОЛИНИНА (в то время – журналист «Магнитогорского металла», сейчас она живет и работает в Самаре). Так родилась идея создать свой собственный Парфюмерный клуб, чтобы общаться, делиться впечатлениями, находить и пробовать новые ароматы.
– У нас получилась площадка единомышленников, где можно поменяться, что-то попробовать вживую, найти новых хозяев не подошедшему аромату, – объясняет Мария. – С лета 216 год ежемесячно мы проводим парфюмерные встречи в кафе, куда все приносят свои коллекции – пьем кофе, нюхаем, обсуждаем. Очень много нашла благодаря этому друзей и знакомых, многие из тех, кто приходил на наши встречи, теперь стали активными участниками клуба и передружились между собой.
В числе участников немало людей самых разных, и известных и интересных – парфюм объединяет всех. И педагоги, и инженеры, и менеджеры, и мамочки в декрете… Кстати, есть и мужчины.
Гедонистическое искусство
В море парфюма есть свои острова и континенты. Есть масс-маркет и мидл-маркет – то, что продается в сетевых магазинах бытовой химии и косметики. Есть сетевые бренды, которые занимаются косметикой и парфюмерией в том числе. Есть люкс – основной сегмент рынка парфюмерии, то, что предпочитают большинство пользователей и то, что продается в сетевых парфюмерных магазинах – это так называемые «коммерческие» ароматы. Есть у люксовых брендов и премиальный сегмент – различные бутиковые линейки, где ценник уже существенно выше. Есть нишевые бренды, которые сложнее найти в обычных магазинах.
Отметим, что нишевые ароматы, все, как правило, унисекс. Они не рассчитаны на то, чтобы сделать мужчину боле мужественной, женщину – более женственной. Человек покупает их потому, что этот запах доставляет ему удовольствие, хотя, пожалуй, действительно оценить его по достоинству может только настоящий ценитель.
– Мне лично более интересна «ниша», потому что она менее «коммерческая» и больше рассчитана на ценителей парфюмерии именно как искусства, – говорит руководитель Парфюмерного клуба. – Ведь по сути это – искусство, вполне сравнимое с музыкой, живописью. Если парфюмер хочет создать какой-то эксклюзивный продукт, он через химические компоненты создает свою картину мира, какой-то индивидуальный образ. Например, мой любимый парфюмер – Бертран Дюшофур. У него есть ароматы, посвященные его ольфакторным (относящимся к области восприятия запахов, – прим. ред.) впечатлениям от путешествий. И, пожалуй, у нас с ним созвучное восприятие, то, что он делает, мне, как правило, нравится.
К примеру, есть бренд «Деметра», который создает ароматы всего на свете – дома с камином, грозы или книжного переплета. В коллекции героини нашего рассказа есть несколько парфюмов этого, однако она считает их «игрушечными» – по ее мнению, их нельзя назвать парфюмерией в чистом виде: они весьма нестойкие и слишком простые.
Запахи больше воздействуют на подсознание, они становятся своеобразными «якорями памяти» – вновь почувствованные, они могут поднять в памяти такую мощную волну, казалось бы, давно забытых воспоминаний. К слову, именно поэтому не рекомендуют пользоваться парфюмерией, когда у вас плохой жизненный период, во время болезни, чтобы в дальнейшем определенные запахи не стали для вас маркерами, подсознательно возвращающими в эти тяжелые моменты.
– Вообще парфюмерия считается таким гедонистическим искусством, которое должно дарить удовольствие. Когда ты наносишь парфюм, меняется не только аура вокруг тебя – меняется самовосприятие, настроение. Это помогает изменить твое отношение к миру, – говорит Мария. – Поэтому у меня много всяких ароматов под разное настроение.
Химия чувства
Впрочем, каждый запах индивидуален, и на коже каждого человека он по-разному раскрывается и по-разному держится.
– Ко мне приходят люди и говорят: «Если это оригинальный аромат, он должен быть стойким и шлейфовым», как будто это главный показатель. Держится по-разному, это зависит от температуры и влажности окружающей среды – это же все химия. На горячей коже аромат быстрее раскрывается, на холодной медленнее, но зато дольше держится, – делится секретами наша гостья. – Зависит и от метода нанесения – намазал или пшикнул, и от компонентов – восточные ароматы, в базе у которых сандал, ваниль, естественно, будут более стойкими и более шлейфовыми, а зеленые, цитрусовые ароматы будут держаться не так долго, но это не значит, что они не оригинальные.
С парфюмерией связано немало и других мифов. Например, говорят: «Если ты нашла свой аромат, то ты его на себе не чувствуешь». Но в реальности ситуация куда проще: когда человек долгое время пользуется одним и тем же ароматом, его рецепторы уже перестают воспринимать этот запах. И в результате часто бывает, что человек просто перестает контролировать дозу нанесения, что создает проблемы окружающим.
– Если ты не слышишь аромата, им вообще не надо пользоваться, – считает Мария, ведь, опять же, главное – не создать своеобразный ароматический образ для других, а наслаждаться им самой.
Именно поэтому свою коллекцию наша коллега подбирала, как музыкант – по нотам. Ей близки древесные запахи, умиротворяющий ладан, вишня, ваниль, нежные цветочные запахи.
– Долгое время я искала полынь. Я хочу найти аромат, который бы пах как растертые в ладонях желтые шарики нашей обыкновенной полыни. По сути, полынь в ароматах – это абсент. Но у каждого создававшего этот запах производителя разные вариации абсента, и пахнут они совершенно по-разному. Какой-то парфюм пахнет именно этим спиртным напитком, какой-то – лекарственными травами, а вот именно с полынью я пока не нашла, – сожалеет она. – Собирала я вишневые ароматы, есть несколько с лавандой, древесные, полынные, гурманские…
Мы сидим в офисе Парфюмерного клуба, где, располагается коллекция Марии – более 60 флаконов, многие из которых в единственном в Магнитогорске экземпляре, и немалого количества отливантов. Наш разговор то и дело перемежается поиском бутыльков с теми ароматами, о которых идет речь, и упоительным вдыханием запахов. Все-таки, девочки – такие девочки!
Коллекция Марии Митлиной продолжает пополняться, ведь каждый год появляются какие-то новые ароматы, а душа требует новых впечатлений. Поэтому с другими членами Парфюмерного клуба участвует в «распивах», покупая малыми объемами. Хочется пробовать все, а если какой-то парфюм пришелся по вкусу, обязательно стоит купить не пробник, а оригинальный флакон. Конечно, если позволят средства, ведь некоторые могут стоить и 15-20 тысяч, а то и более. Поэтому некоторые флаконы были выкуплены с рук, в остатках.
Меняются и предпочтения – из накопленных за 4 года череды флаконов чем-то хозяйка готова делиться, что-то предпочитает продать, потому что, купленное по описаниям, в реале оказалось совсем не близким, а что-то настолько близко к сердцу, что не хочется отдавать никому. Но даже те ароматы, которые не используются, в коллекции остаются. И периодически возникает просто непреодолимое желание «надеть» их сразу все, сознается Маша – такие они все прекрасные. И каждый несет свои эмоции и глубину восприятия.
– Это гораздо глубже, чем многие люди думают. Ведь многие считают, что парфюмерия – это такой аксессуар. Допустим, меня есть знакомые, которые не могут выйти из дома, не попшикавшись чем-то, потому что они думают, что надо обязательно чем-то пользоваться. У меня другой подход. Я не считаю, что обязательно должен быть парфюм, это все исключительно по настроению, – высказывает свою позицию Мария. – Есть настроение – пользуюсь, а в принципе и вокруг есть немало интересных запахов, особенно весной. Зачем себя забивать искусственными удовольствиями, когда можно подойти к кусту сирени и насладиться.
Фото Динара ВОРОНЦОВА