Об Ирине Петровой, создающей уникальные фотографии мира насекомых, чье увлечение макросъемкой принесло ей мировую славу, мы уже писали в «Магнитогорском рабочем» год назад.
И вот на прошлой неделе в редакцию газеты пришло письмо от организаторов конкурса «Снимай науку!», где наша землячка вновь одержала победу в номинации «Серии», а позвонив фотографу, мы выяснили, что эта победа – лишь одна из многих за прошедший год.
Средь череды побед
Наша землячка активно участвует в международных конкурсах и экспозициях.
– Я считаю, что нужно пользоваться каждой возможностью в этой жизни. Если ты не будешь действовать, то ничего в жизни не получится. Это мой принцип, – говорит она. – Для меня удивительно, как люди загадывают желание, «визуализируют» его в интернете и ждут, пока оно исполнится. Это неправильно. Необходимо самому делать шаги в нужном направлении.
Как рассказала Ирина, в нынешнем году она не только стала бронзовым призером в конкурсе «Снимай Науку», но и завоевала сразу три призовых места в Moscow International Foto Awards-2020: 1-е в категории «Природа-Цветы», вторые в категориях «Природа-Питомцы» и «Наука-Иное», а также почетное упоминание в категории «Наука-Медицина».
Также Ирина стала победительницей международного фотоконкурса для женщин-фотографов FotoRoomOPEN | ACN edition for women photographers, фотофестиваля 3rd Chania International Photo Festival 2020.
В минувшем же, 2019 году магнитогорский фотограф получила бронзу на международном конкурсе Tokyo International Foto Awards в категории «Наука/Другое», 1 место в международном фотоконкурсе Chromatic Awards в номинации «Дикая природа и животные»; стала Открытием года в номинации «Природа» престижного конкурса ND Awards, а также завоевала 1-е место и золотую звезду в номинации «Природа/Макро». Помимо этого, Ирина стала победительницей конкурса иллюстрации «American Horror Week» Центра Американской Культуры в России, заняла 2-е место в международном фотоконкурсе International Photo Awards и 3-е место в Европейском фотоконкурсе SONY «Bugs».
Состоялись ее выставки на фестивале Trieste Photo Days 2020 в городе Триест, Италия, в 3rd Chania International Photo Festival 2020 в Ханье, Греция; Приняла Ирина Петрова участие в групповых выставках «Power of colour» и «Emergence» в The Glasgow Gallery of Photography в Глазго, Великобритания; «#ДОМНЕКЛЕТКА» в Государственном Дарвиновском Музее, Москва; «About The Future» и «Game» в галерее Loosen Art в Риме, и других.
Однако говорить о победах Ирина не очень любит.
– Я что-то делаю, у меня получается. Я радуюсь, затем иду дальше, – улыбается она. – У меня в комнате нет уголочка с моими наградами у всех на виду. Это ни к чему, даже для самой себя. Можно застрять в прошлом, начать заниматься самолюбованием, и не производить ничего нового.
Взгляд сквозь старый объектив
Работы автора, к тому же выполненные в интересных техниках, с помощью ретро- объективов и совершенно без всякой помощи столь любимого современными фотохудожниками фотошопа, действительно заслуживают внимания.
Так, в римской выставке «Game» участвовала работа Ирины, посвященная шахматам, а в декабрьской экспозиции «About The Future», прошедшей на гребне волны, поднятой Гретой Тунберг, большой успех имела ее фотография на тему беспечного отношения жителей Земли к вопросам экологии.
Одно из направлений, в котором работает мастер, связано с научно-фантастическими инсталляциями, которые в кадре разыгрывают созданные ей же маленькие фигурки. Они создают целый маленький мир, который, впрочем, аллегоричен нашему большому. Вот и здесь, в работе «Экологическая катастрофа в индустриальной стране чудес», на полностью разрушенной планете среди гигантских грибов, выросших под воздействием радиации, маленькие человечки пытаются как-то выжить в этом страшном мире.
– Это символизирует экологическую катастрофу и то, к чему мы идем, бездумно потребляя, бездумно используя природу, – считает автор. И с ее видением были согласны многие, пришедшие на экспозицию. В планах – создание серии работ на экологическую тему, посвященной бездумному производству огромного количества пластика.
Русских авторов на этих экспозициях было не так много, впрочем, отбор организаторы ведут анонимно – для них первична сама работа, а не имя мастера и то, откуда он.
– Работы выбираются из тысяч и тысяч, и если человек попал на такую выставку, его работы уже заслуживают интереса. Все участники достойны внимания. Я очень уважаю этих авторов за то, что у них есть своя точка зрения. Каждый из них видит заданную тему по-своему, – говорит о своих коллегах Ирина. – Хочется ходить, читать названия осмысливать, если есть возможность – и поговорить с автором. Всегда есть, чем поучиться и виртуально, и не виртуально. Благодаря таким поездкам, выставкам, появляется много новых контактов и интересных собеседников.
Впрочем, с коллегами из других стран фотохудожник общается и без того немало – благо, интернет дает такую возможность и даже пандемия не может этому виртуальному общению помешать (кстати, пандемии Covid-19 посвящено ее фото с фигурками в защитном костюме, которое называется «28 дней спустя»). Однако, как считает наша землячка, чрезмерно погружаться в мир чужих работ тоже не стоит.
– Также, как и груз былых достижений, это мешает, – говорит она. – Я не зацикливаюсь на работах своих многоуважаемых коллег по цеху. Я знаю, что многие люди считают, что это вдохновляет, но на самом деле, это приводит к вторичности получаемого результата, а мне этого совсем не хочется. Подсознательно это отравляет твое собственное творчество.
В царстве грибов
Если человек – творец, он всегда чем-то занят, считает фотомастер. После мира насекомых девушка открыла для себя мир растений. Совсем недавно она завершила серию работ «Если бы только цветы могли плакать…», а затем решила погрузиться в макромир их лепестков при еще большем увеличении.
– Просто поражает, насколько мы не замечаем все эти потрясающие детали, – говорит она. – Иногда они похожи на другие планеты, иногда – на какие-то роскошные ткани, а порой – на причудливых морских существ. И это все нас окружает. Естественно, это не может не вдохновлять.
И действительно, идей и творческих проектов – море.
– Я не очень люблю делиться своими планами по причинам того, что я суеверна. Однако в моих планах есть нечто такое, что, скорее всего, куда значимее, чем все выставки в Риме и по всему миру, – рассказывает она. – Как вы уже знаете, я – научный фотограф. Так получилось, что моими работами заинтересовался университет в Бристоле, Великобритания и рассчитывает на коллаборацию со мной. Так что сейчас я участвую в Рublic outreach лаборатории нестандартных вычислений http://uncomp.uwe.ac.uk в качестве приглашенного художника и вовлечена в проект «Архитектура грибов» (Fungal Architecture www.fungar.eu).
В этот проект вовлечены всего 4 художника со всего мира, один из которых – знаменитый своими коллаборациями с NASA и ведущими мировыми учеными Фредерик Де Вильде (Frederik De Wilde), еще два приглашенных художника – это профессор Тереза Диллон из Университета в Бристоле и японская художница Ханна Саито. Поэтому для меня это огромная честь.
Основная цель лаборатории – создание сенсоров и компьютеров из биологических и химических материалов. За последние 10 лет лаборатория сделала вычислительные устройства из слизевиков, растений, инфузорий, крабов, клеточного скелета. В данный момент в рамках проекта Fungar, лаборатория проектирует вычислительные устройства из грибов, которые будут встроены в экологические здания, выращенные с помощью грибных материалов. Вот этим мне кажется куда важнее поделиться с читателями, чем прошлыми достижениями.
В ближайшем будущем лаборатория планирует пригласить Ирину приехать к ним на пару недель, чтобы сделать фоторепортаж об их работе и обсудить будущее сотрудничество. И об этом мы обязательно еще расскажем в материалах «Магнитогорского рабочего». А посмотреть работы Ирины Петровой можно на ее сайте.
Фото Ирина ПЕТРОВА