Магнитогорск. К по-настоящему самостоятельному образованию идти нужно целенаправленно и долго, и за время карантина с этим не справиться, говорит кандидат психологических наук и мама сына с опытом семейного обучения Ирина Бузунова.
А значит, не нужно предъявлять к детям повышенных требований, ожидать, что они должны самостоятельно и без внешней помощи справляться со всей работой. Обычные школьники приучены к мелкой пошаговой «нарезке» задач, работе по режиму 40-минутного урока и небольшого перерыва, внешнему контролю. И не нужно делать революцию сейчас. Сохраните те привычные формы работы, к которым привык ваш ребенок и смотрите на его готовность к самостоятельности более реально.
Как настроиться на дистант
Не забывайте, что лучше всего успокаивает и мобилизует определенность, поэтому стоит вместе составить план занятий: что делаем на дистанционном «уроке», что – в качестве домашнего задания. По каждому предмету лучше обсуждать план работы до занятия, и главное – ограничьте по времени! Если обучение занимает все свободное время ученика и его семьи – это не эффективно и быстро приведет к проблемам и срывам.
Обычно в районе 16.00 у нас наступает энергетический спад, поэтому на это время лучше не планировать занятий, требующих умственного труда и сосредоточенности. Да и к конфликтам вы расположены именно во время энергетического спада. Понаблюдайте за собой и детьми, возможно, у вас другое время сниженной работоспособности. Лучше передвинуть максимум нагрузки на то время, когда вы полны сил.
Также способствует мотивации и активности обсуждение вопроса «Зачем? Чем это может мне помочь в жизни?». Если в школьное время мы «впрягаемся в лямку» и тянем, не особо задумываясь, захваченные водоворотом установленных обязательств, то дистанционное обучение может подвигнуть на такие вопросы. Не отмахивайтесь от них, обсудите с ребенком, зачем он изучает тот или иной предмет, какая от него польза.
Атмосфера дома
Лучше если у вас будет достаточно рабочая обстановка, тишина во время занятий и уважение к делам другого. Если ребенок занимается уроками, уважайте это и не отвлекайте его. Уберите все дополнительные раздражители: вкусный аромат пирожков, чай, включенный телевизор, разговоры с родными…
«Якорями» для того, чтобы настроиться, могут стать одежда, рабочее место, режим занятий. Мы живем в мире ассоциаций, и обычно пижама и халат, чай и плюшки настраивают нас на расслабление и снижение эффективности в деятельности. Найдите свои «якоря», которые стимулируют у вас и ваших детей работоспособность. Можно переодеваться для занятий, организовать рабочее место, придумать свои ритуалы для начала работы и ее завершения.
Вместе – рядом – сам
На этапе, когда ребенок только входит в работу, помогает участие других. Можно помочь составить план деятельности, определиться с ходом выполнения работы, разобрать задание вместе.
Следующий этап – быть рядом. В то время, когда ваш ребенок втянулся в работу, можно почитать свою книгу или сделать другие нешумные дела, сидя возле него. Если ребенку сложно втянуться, позовите его в свое пространство и предложите рядом с вами быстро сделать задание.
Когда процесс работы выстроен, ребенок разобрался с темой и выполнением задания, можно переключиться на свои дела, дать больше самостоятельности.
Этот алгоритм особенно актуален для обучения маленьких детей, в тех случаях, когда вы приступаете к работе после долгого перерыва, или если материал новый, а ребенок обеспокоен.
Можно вовлечь в процесс и других членов школьного коллектива – скайп, совместное чтение, обсуждение прочитанного. Как правило, присутствие других поддерживает и стимулирует к достижениям, поэтому здорово, если ваш ребенок постарше входит в чат одноклассников. Также можно организовать встречу онлайн для совместного разбора заданий. Онлайн-уроки тоже дают такой эффект.
Коллективом для обучения ребенка можете стать и вы, если вовлечетесь в процесс и вместе поищете что-то интересное для совместной работы и просмотра. А совместное чтение можно практиковать и в домашнем кругу, это стимулирует к познанию ребенка и умственную активность членов семьи в целом.
Приступаем к работе
План занятий и четкие задачи снимают тревогу, поэтому делите изучаемый материал на части и осваивайте пошагово. Важно не только помогать ребенку в постановке задач, но и, при необходимости, вместе определять способы работы. Например, после прочтения параграфа, можно выписать формулы, основные моменты в тетрадь, причем для главного лучше использовать ручку другого цвета. Затем подведите итоги и нарисуйте схему пройденного материала. Особенно это помогает в гуманитарных предметах. Освойте способы запоминания. На эту тему в интернете много ресурсов.
Не зацикливайтесь на одних и тех же способах: что-то можно освоить, посмотрев видеоурок, познавательный фильм, сделав опыт, прочитав по ролям материал. Обычно запоминается то, что интересно и окрашено эмоциями, помогите ребенку научиться выявлять интересное в материале. Есть тесты, есть печатные материалы для запоминания и повторения. Поищите их в интернете.
Используйте дополнительные ресурсы: сейчас работают такие порталы, как Интернет-урок, Фоксфорд и т.д. Мы пользуемся ими, поскольку не у каждого учителя, даже в школе есть дар ясного и короткого объяснения. А здесь у вас появляется возможность выбора: к примеру, в Магнитогорске вы можете слушать московских преподавателей.
Ищем подход
Если ребенок не делает что-то, это не всегда равно «не хочет», часто он просто не знает, как. Мы привыкли автоматически считать, что проблема с учебой и выполнением заданий заключается в низкой мотивации детей или лени, упрямстве, скверном характере. И обычно родитель тратит много времени на борьбу с ребенком, на то, чтобы заставить его, переломить волю, а где-то даже подавить ребенка.
Посмотрите реально на ситуацию трудности. Если проблема с мотивацией, то это станет понятно из беседы. Обычно дети не мотивированы, если они устали, голодны, плохо себя чувствуют или не понимают, зачем это делать.
Если у вас уже более запущенный случай, и как только речь заходит о каких-либо обязанностях, возникает конфликт с ребенком, то лучше обратиться за помощью к психологу, можно и онлайн. Дело здесь не в учебе.
Однако, зачастую то, что мы называем «не хочет учиться» – это вовсе не проблема мотивации, а ситуация, связанная с другими причинами. Одна из наиболее частых –неусвоенный предыдущий материал: что-то уже упущено, и сейчас не понятно, как работать дальше. В этом случае нужно устранять пробелы в знаниях.
Есть и другая причина: непонятно, как именно выполнять задания по этой теме, непонятно объяснение учителя, или ребенок просто забыл. Тогда нужно разобрать, повторить, выполнить вместе со взрослым первый раз, или даже второй и третий. Вспомните про те ресурсы, которые мы обсуждали раньше.
Очень многие дети нуждаются в физических контактах с родными: обнять, поцеловать, побыть рядом – это очень важно, это заряжает внутреннюю «батарейку» ребенка!
Прежде чем ругать, постарайтесь помочь понять, разобраться. И не забывайте подчеркивать успехи – перед другими людьми, родными и нет, по телефону и лично. Это важно для самочувствия ребенка и его желания трудиться.
Надо переключаться
Отдохнуть, переключиться помогут спорт, зарядка или подвижные игры. Здоровый сон не менее важен, во сне наша долговременная память заполняется изученным материалом.
Так как онлайн-режим и дистанционное обучение догружает нас информацией и контактом с цифровыми носителями, соблюдайте информационную «диету». Делайте перерыв в общении ребенка с телефонами, приставками, телевизором, компьютером, иначе произойдет информационное пресыщение. То, что можно освоить по книгам, а не через компьютер, лучше освоить именно так – читать книгу и писать настоящей ручкой по обычной бумаге. Не уходите в виртуальную среду полностью.
Во время отдыха вместе с ребенком отключайтесь от
цифровых источников. Но не забывайте оставлять время и на привычную активность
детей: посмотреть мультики, фильмы, пообщаться с товарищами, пусть и онлайн – в
меру это тоже должно быть, иначе жизнь, завязанная только на одну учебу, для
ребенка превратиться в кару и наказание.
Привычные советы – больше пить, есть больше овощей и фруктов, каш, здоровой пищи
также актуальны. Курага, грецкие орехи, рыба стимулируют интеллектуальную
активность. Воспользуйтесь временем, пока все дома и есть возможность готовить,
а также меньше доступа к соблазнам в виде сладостей и фастфуда, чтобы
пересмотреть ваше питание. Сейчас об этом много информации в сети.
Жизнь не заканчивается
Иногда мы сами преувеличиваем значение конкретного учебного задания, оценок, учебы вообще. Ставьте цели вместе с ребенком на время карантина, и пусть это будут и его цели. Например, подтянуть химию, физику, устранить проблемы и научиться решать задачи по этим предметам. И тогда вы становитесь сфокусированными. А остальное выполняете по мере необходимости.
Жизнь шире, чем учеба. Это однозначно. И пусть она будет наполнена и другими вашими интересами. Сейчас можно научиться рисовать онлайн, освоить азы программирования и других современных технологий через дистанционные формы, попрактиковаться в каллиграфии, кулинарии, помочь с сестрами и братьями, поухаживать за любимым котом… Это все – тоже образование, образование ребенка как интересного и полноценного человека, как семьянина и члена общества!