Итоги театрального фестиваля «Сцена–2012» подвели в нашем городе
В Магнитогорске завершилась череда конкурсных просмотров областного театрального фестиваля «Сцена–2012», принявшего старт 27 октября на сцене Челябинского молодежного театра.
За десять дней жюри, куда вошли театральные критики из Москвы, Санкт–Петербурга и Челябинска, должно было отсмотреть 17 спектаклей разных жанров. В фестивальном марафоне приняли участие 15 профессиональных театров из Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Озерска, Верхнего Уфалея. И, наверное, не случайно перед самым финишем, на «закуску» ценителям театрального искусства были представлены три магнитогорских спектакля – «Команда К» театра куклы и актера «Буратино», драма «Север», поставленная в драматическом театре, и опера «Севильский цирюльник» театра оперы и балета.
За день до торжественного закрытия областного театрального смотра представители СМИ смогли поговорить с членами жюри фестиваля и услышать критерии их оценки. К откровенной беседе в театре «Буратино» располагал и только что отсмотренный «кукольный боевик» в постановке Сергея Ягодкина. Яркий, динамичный спектакль, с прекрасными декорациями, насыщенный страшными опасностями и веселыми приключениями его главных героев. Свои оценки спектаклям жюри давать не стало: дескать, это внутренний процесс взаимодействия критиков с актерами и режиссерами, который не может лицезреть пресса. Но общие критерии и интересные факты из истории фестиваля были открыты. Так, Людмила Анатольевна Федорова, театральный критик и журналист из Челябинска, рассказала, что в 1989 году в секции театральных критиков челябинского отделения СТД РФ и в газете «Вечерний Челябинск» родилась идея провести конкурс «Театральная весна», что и было сделано. В 1991 году «Весна» расширила свои рамки: в ней стали участвовать студийные театры и коллективы Златоуста. В 1998 году появилось новое название – «Сцена», фестиваль получил очередной импульс для своего развития, когда нашел поддержку у правительства и Законодательного собрания Челябинской области. В этом году жюри ввело в работу фестиваля определенные новшества. Во-первых, спектакли для показа выдвигали сами театры, а не экспертная комиссия. Во-вторых, в рамках студийного отбора в Челябинске было организовано молодежное жюри. В-третьих, «Сцена–2012» позволила зрителям стать участниками конкурсного процесса: в коробки для голосования они опускали свои билеты, голосуя за понравившийся спектакль.
«Поскольку этот фестиваль выездной, наш график работы оказался просто иезуитским, – признавались члены театрального жюри. – Из Озерска, например, мы выехали утром, а вечером в Злаутосте уже смотрели очередной спектакль. В 4 часа утра встали и отправились дальше. После Магнитогорска планировали ночью вернуться в Челябинск, но из-за скользкой дороги решили остаться, а на следующий день – закрытие фестиваля. Так что его итоги будем подводить в вашем городе. Но мы полны радостных впечатлений».
Несколько важных моментов в работе жюри отметила его председатель – доктор искусствоведения из Москвы, член академии театрального искусства, член комиссии по критике и театроведению СТД РФ Нина Алексеевна Шалимова: «В нашем жюри собрались люди без двойных стандартов, которых объединяет одно хорошее качество – профессионализм. Понятно, что у каждого из нас свои вкусы, но в основу оценки мы берем главный критерий – художественность.
С помощью фестиваля мы расширяем свои представления о состоянии современного российского театра».
О прорыве в развитии современного театрального искусства говорить сложно, призналась театральный критик из Санкт-Петербурга, кандидат искусствоведения Анна Федоровна Некрылова. Театр, по ее мнению, это часть социальной жизни. Причем то, что мы даем детям в виде спектаклей, и их представления об окружающей жизни не всегда совпадают. Актеры тоже зачастую не в восторге от того, что им дают играть. В погоне за зрителем на театральный пьедестал порой возводятся пошлость и агрессия. А в прочтении драматургии что у столичных, что у провинциальных театров стоят одни и те же проблемы. Поэтому главная задача таких фестивалей, как «Сцена-2012», дать объективную оценку – что такое хорошо и что такое плохо. Театры должны не только констатировать плюсы и минусы современной жизни, но и вести зрителя к правильным нравственным ориентирам. Ольга Владимировна Кораблина, театральный критик из Москвы, заведующая кабинетом музыкальных театров СТД РФ, второй раз приехала в качестве члена жюри на фестиваль театров Челябинской области. Но поскольку тогда, в 1994 году, Магнитогорский театр оперы и балета не принимал в нем участие, «Севильский цирюльник» в этот раз познакомит ее с артистами нашей оперной сцены. Ольга Владимировна наслышана о богатых музыкальных традициях нашего города, поэтому очень надеется на успех магнитогорской оперы. При этом она выразила сожаление по поводу ограниченного числа номинаций на фестивале для музыкальных театров. Ведь по существу в любом из них есть два коллектива, имеющих свой «государственный строй», – опера и балет, не считая оркестра. А учрежденных призов только три – за лучший спектакль, лучшую мужскую и женскую роль.
И все-таки от одной оценки наши собеседники не удержались. Вспомнив о расцвете магнитогорской драмы во времена приезда «ахадовской труппы», они поделились с нами своими прошлогодними переживаниями: не наступит ли для магнитогорского драматического искусства период безвременья, особенно когда стояли острые вопросы с художественным и административным руководством театра. Но «Темные аллеи» на «Сцене-2011» показали, что труппа в творческом отношении идет вперед, жизнь в драме пульсирует, а актеры живут любовью к тому, что они делают. Поэтому Магнитогорский драматический театр в борьбе за награды фестиваля «Сцена–2012» – для всех серьезный соперник. От имени всего жюри Нина Алексеевна Шалимова высказала пожелание, чтобы между театрами Челябинской области было больше обменных гастролей. Они одушевляют творчество, не дают «заплесневеть» артистам – так сказать, проверяют их искусство на марше. Другие сюжеты, другие театры позволяют расширить пространство культуры и для маленьких зрителей, и для взрослых. И если говорить о театре как о самостоятельном виде искусства, именно он, по мнению жюри фестиваля, может противопоставить пошлым телевизионным картинкам настоящую художественную правду.