Новый проект призван оживить периферийные театральные сцены
Четыре экспериментальные постановки современных пьес, «вылепленных» молодыми режиссерами за четыре-пять дней, увидели поклонники театрального искусства в драмтеатре
имени Пушкина 23 и 24 октября.
Сразу скажем, что эти мини-спектакли не были предназначены для широкой публики, а только для тех, кто действительно воспринимает современный экспериментальный театр и хорошо разбирается в искусстве сценического лицедейства. Новый проект, названный творческой лабораторией, разработан и финансируется Государст-венным Театром наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова и проходит в рамках программы поддержки малых городов России под патронатом министерства культуры РФ. В Магнитогорске творческую лабораторию возглавил Олег Лоевский (Екатеринбург), известный театральный деятель, художественный руководитель всероссийского фестиваля «Реальный театр». Как можно за такой короткий срок поставить полноценные спектакли, чтобы актеров, как говорится, не закидали помидорами, а режиссеров не съели «доброжелательные» критики? Этот вопрос и стал главным на пресс-конференции по случаю открытия нового проекта в нашем городе.
Первой в курс дела ввела журналистов Елена Носова, Театр наций:
– Творческая лаборатория представляет собой синтез молодой режиссуры и современной драматургии. Созданная нами программа включает целый комплекс различных мероприятий, направленных на развитие театральной культуры малых городов России. Она предусматривает удовлетворение самых разнообразных творческих потребностей театров – от обеспечения их квалифицированными педагогами по различным театральным дисциплинам до оказания помощи в формировании репертуара. В рамках творческой лаборатории Театр наций проводит семинары-лаборатории, репетиции новых пьес, организует выезды критиков, мастер-классы столичных педагогов, активно привлекая новые творческие силы к работе на сценах «малой» театральной России. Эскизы созданных спектаклей при дальнейшей доработке зачастую пополняют репертуар театров. Будем надеяться, что так будет и в Магнитогорске. Из предложенных пьес ваш театр во главе с режиссером отобрал четыре пьесы, которые будут ставиться в очень короткие сроки. Вместе с молодыми режиссерами с нами приехали и педагоги, которые будут давать мастер-классы по сценической речи и движению. После премьерных показов состоится обсуждение и голосование, после которого решится: будут ли они еще идти в театре, продолжая проект, или нет. За полтора года в нем уже приняли участие около 10 периферийных театров. До конца 2012 года семинары-лаборатории пройдут также в Минусинске (Красноярский край), Майкопе (Краснодарский край), Сарове (Нижегородская область).
Главный режиссер драмтеатра имени Пушкина Максим Кальсин:
– Выбрать из 65 пьес что-то подходящее оказалось не так легко, потому что степень графомании просто зашкаливает. После того как пришлось перечитать кучу сценариев, сначала остановился на десяти, которые можно было назвать таковыми. Затем выбрал из них четыре – и на свой вкус, и с учетом потребностей нашего зрителя. Как будут представлять свои эскизные спектакли творче-ские группы – их воля. Или тупо читать текст с листа или играть какие-то отрывки. Главное – это предельная открытость, а что получится за короткий срок – увидим. Помните такую историю: летчик посадил свой вертолет в Северном море на льдину, выходит, а кто-то тыкается ему носом в плечо. Оборачивается, а там белый медведь. Не прошло и 10 секунд, как летчик со страху оказался на крыле своего самолета. Каким-то образом он запрыгнул на высоту 2 метра 80 см от земли. Вот так и в нашем проекте: стресс испытывают и режиссеры, и актеры, но результат может быть ошеломляющим.
Рузанна Мовсесян (Москва):
– Я впервые работаю в таком формате, и впервые мне пришлось репетировать восемь часов подряд с вашим актером Андреем Майоровым, который сразу же включился в процесс постановки пьесы Михаила Дурненкова «Матадор». Для столичных театров собрать на такое время весь творческий состав просто немыслимо – тамошние артисты максимум могут репетировать вместе в течение полутора часов, к тому же трудно долго выдерживать их характер. Особой разницы между нормальной работой и ускоренной почти не вижу. Выбранная пьеса мне близка, потому что я люблю и знаю Испанию. Интересен ее сюжет – лекцию читает человек с уникальной судьбой, представляющий молодежь 90-х годов. Спецназовец, который затем вынужден преподавать бальные танцы, оказывается в Испании и становится матадором, причем высшей квалификации. На 80 процентов это лекция о корриде. Как сделать лекцию настоящим спектаклем, это моя главная забота как режиссера.
Антон Коваленко (Санкт-Петербург):
– «Зима красных фонарей» Адама Аппа – провокативная, жесткая пьеса, отрывающая от практических норм и возвращающая к первоначальным импульсам, ее максимальная задача – обнаружить смысл по ту сторону Вселенной. Когда артисты попадают на такой материал, нет никаких гарантий того, что роль сыграет положительно на их имидж. Здесь все не так, все неправильно, здесь есть что запретить. Но именно такая игра иногда разворачивает творческое кредо актеров на 180 градусов, делая их знаменитыми.
Евгения Беркович (Москва):
– Пьесу «В тени виноградника» Иса-ака Зингера сама бы я не выбрала, но мне ее предложил Олег Семенович Лоевский. В принципе, это милая, традиционная вещь про трех евреев, прошедших Варшавское гетто. Вполне традиционный материал о том, что любви все возрасты покорны. Моя задача – разобраться с жанром, вытащить из него что-то более трагическое, понять, что движет людьми. В принципе, это большая психологическая пьеса, которую за четыре дня поставить я не считаю возможным.
Михаил Заец (Ростов-на-Дону):
– Мне, можно сказать, повезло. Я ставлю «Класс Бенто Бончева» Максима Курочкина. Вещь потрясающая – там есть чему улыбнуться, это антиутопия о будущем, о мире без любви, секса, какого-то взаимодействия между полами. Откуда берутся дети, никто не озадачивается… до определенного момента, о котором и рассказывает автор. На магнитогорской сцене, как мне сказали, такая вот интеллектуальная комедия еще не ставилась. Правда, был подобный эксперимент в Москве, но совсем небольшой. Так что актеров, задействованных в моей постановке, можно считать первопроходцами.
Наш диалог с молодыми режиссерами позволил также выяснить, что три из них являются учениками Камы Гинкаса – случайное совпадение или определенная закономерность? «Пять лет учебы были для нас таким высоковольтным отрезком времени, – признались эти счастливцы, – что каждый день мы проживали на 500 процентов, и с таким ощущением, как если бы голодный человек добрался наконец до заветного куска хлеба или влюбленный встретился после долгой разлуки со своей любимой. Нам долго еще не хватало тех острых ощущений, но вот с этим проектом мы как бы их добираем, наш учитель действительно прорастает в нас». Что ж, имя Камы Гинкаса многое говорит знатокам театрального искусства. Как покажут себя его ученики в режиссуре, из чего вырастают театральные постановки – сможем увидеть своими собственными глазами. За это спасибо новому проекту, призванному оживить периферийные сцены, в том числе и нашу. Будем надеяться, что благодаря этому творческому эксперименту появится на нашей сцене что-то не менее достойное, чем «Гроза», которая в свое время обратила на Магнитку внимание всего театрального мира.