Магнитогорск. С 6 до 19 января на Руси время святок − загадочное, сплетающее в себе прошлое и будущее, христианские и языческие традиции.
Грань между прошлым и будущим
В рождественский сочельник довелось мне с детьми побывать на интересном фольклорном мероприятии, организованном фольклористами Любовью и Артемом Серовыми – посмотреть на самый настоящий вертеп, поучаствовать в народных играх, слепить ритуальное печенье-козули и послушать немало интересного, а потом и вам рассказать.
Рождественский сочельник – вечер накануне Рождества. В православии в этот день придерживаются строгого поста до «первой звезды», готовят из пшеницы или риса, щедро приправляя орехами, изюмом, медом, обрядовое блюдо сочиво (кутью), которое полагается первым съедать за праздничным столом и которое дало название этому дню.
«Считается, что в рождественский сочельник, как и накануне Крещения, могут всякие чудеса происходить. Этот праздник соединяет в себе две мощные культуры – христианскую и языческую. Я за то, чтобы культуры обогащали друг друга, а не противостояли, не враждовали, потому что им есть, чем поделиться друг с другом, – рассказывает Любовь Серова. – Я как психолог отношусь к ним как к нашим своеобразным родителям – они как отец и мать, и если кого-то исключать – добра не будет. И язычество, и христианство – это то, на чем мы растем, и из каждого можно взять что-то полезное».
Зимний солнцеворот – 25 декабря – был одной из важнейших вех календарного года. Недаром эта дата во многих религиях отразилась как день рождения бога – Иисуса (в католической и дореформенной православной традиции), Озириса в Египте, Заратустры на Ближнем Востоке. А в период после зимнего солнцестояния, как считали наши предки, открывается некий портал времени, когда грань между настоящим и прошлым истончается, и мы как никогда близки к предкам.
Хорошо можно увидеть это в традиции колядования, (кстати, Коляда, произошедшая от старинного корня «коло», как раз и значит новорожденное солнце), когда колядовщики как правило, молодые парни и девушки, надевали на себя личины козла, медведя, смерти, и таким образом как бы переходили из мира живущих в мир потусторонний. И когда они приходили в дом поздравлять, хозяева, по сути, одаривали пирогами не их, а предков, которых представляли колядовщики. Таким образом, и хозяева могли донести до предков то, что для них было важно, и от пращуров получить обратную связь. Именно поэтому очень важно было одарить колядовщиков, ни в коем случае не оскорбить, не обидеть их.
Но поют при этом колядовщики песни с религиозным содержанием, прославляющие родившегося Христа и его святую матерь.
Добрый тебе вечер,
Ласковый хозяин,
Радуйся!
Ой, радуйся, земле,
Сын божий
Народывся!
Поется в колядке, лихо смешивая две ветви наших корней.
Интересно и то, что в Сочельник готовили многие блюда из поминального канона – блины, кутью, блюда из пресного теста. Впрочем, об одном из них наш разговор дальше.
Вертеп
В помещении потух свет, и над большим фанерным ящиком вертепа загорелась рождественская звезда.
Вертеп – традиция христианская, в переводе со старославянского это слово значит «пещера» – та, в которой родился Христос. Традиция кукольного представления о его появлении на свет появилась в XVII веке у западных славян. В XVIII веке эта традиция пришла в Россию: в каждой дворянской семье был свой семейный вертеп, на который созывали гостей.
Были и бродячие вертепщики, переходя из села в село, из города в город они возили с собой большой деревянный ящик, в котором показывалось представление, и который также называли вертепом, а в итоге это название получило и само представление о рождении Христа.
Традиционный вертеп – это народное переосмысление религиозного сюжета. Сам ящик состоит из двух ярусов: в верхний, голубой, небесный ярус имели доступ только избранные персонажи. Здесь располагаются Иосиф и Мария с новорожденным младенцем (между прочим, по законам жанра святое семейство нельзя трогать, шевелить во время представления), к ним приходят поклониться ангелы, пастухи, волхвы со своими дарами. В нижнем же, красном ярусе происходят сцены, связанные с царем Иродом – его встреча с волхвами, избиение младенцев, а затем – явление к Ироду Смерти и черта, который уносит царя в преисподнюю. А после уже разворачиваются здесь комедийные сцены рождественских гуляний, с характерными героями и народным юмором, знаменующие торжество жизни над смертью. Не обошлось и без спецэффектов в духе эпохи – Смерть косой буквально таки срубает голову с плеч Ирода, а солдат стреляет из пушки-петарды к восторгу ребятни.
Как говорит фольклорист, в некоторых вертепах бывает и третий ярус, знаменующий собой ад, где черти на вертеле жарят Ирода, однако семье Серовых такая идея оказалась не близка.
Как рассказывает Любовь, свой первый вертеп она увидела еще в 2001 году, на фольклорном святочном мероприятии в Новосибирске и буквально заболела этой идеей. И вот уже 8 лет они семьей показывают это представление: Любовь – рассказчица, ее старшая дочь Евдокия вместе с мужем Артемом водят кукол и великолепно, на три голоса, поют старинные колядки. Кстати, и все персонажи сделаны по традиционным канонам тряпичной народной куклы-закрутки, а водятся они снизу, по специально проделанным в каждом ярусе пазам.
«Для меня вертеп – это маленькое чудо, которое объединяет нашу семью, помогает доступно и живо донести до взрослых и детей рождественскую историю и поделиться радостью жизни, – говорит Любовь Серова. – Когда мы все-таки решили его сделать в 2012 году, я долго выбирала, какой текст брать за основу. Перечитав и пересмотрев массу материала, я остановилась на украинском вертепе 18 века. Он показался мне максимально сохранившим целостность мистериальной и комедийной части».
Козули
Корни печенья-козуль на реке Мезень, близ Архангельска. Делают их здесь и до сих пор. Бывают они объемные, в виде фигурок животных, те же, что делали мы, рождаются из жгутов пресного ржаного теста.
Вылепка козулей – это северная русская традиция, которая сохранила в себе языческие представления о мироустройстве. После дня зимнего солнцестояния, когда, как считали наши предки, солнце умирает, и мир почти погружен во тьму, они находили важным помочь миру разобраться с возникшим хаосом, а также заложить важные вехи и в своей жизни. В том числе с помощью сканья – свивания и выпекания козулей.
У названия этого несколько вариантов расшифровки: может быть от слова коза – а это домашнее животное почиталось славянами как символ достатка и благополучия – даже и в вертепе встречается она среди персонажей. Есть версия, что от диалектного слова, означающего змею – такие они извилистые.
Недаром во многих культурах богиней судьбы является пряха. Прядение считалось магическим действием – когда из хаоса чесаной шерсти или льна рождается нить, из которой уж можно сделать что угодно. Свивая, как нить на веретене, тонкий жгут из теста и выкладывая из него ажурные фигурки, наши предки в прямом смысле свивали свою судьбу, закладывая в ритуальное печево пожелания на будущее.
Что-то нашептывали уже при замесе самого простого теста: ржаная мука, вода, чуточку соли и растительного масла. Интересно, что это было не заквасочное тесто, как для пирогов или хлеба: заквасочное тесто для живых, а пресное тесто – для предков. Интересно, что оно выполняет ритуальную роль во многих культурах.
Во многих фигурках основой становится спираль – та, что противосолонь – символизирует женское начало, что посолонь – мужское. Среди образов, в которые сплетаются козули, домашние животные: корова, коза, свинья, лошадь, а также олени, тетерки с птенцами, которых раздают деткам, человеческие фигуры и собирательный образ женского начала, земли-матушки – богини Макоши.
После выпечки козули съедали, становясь причастным к задуманному, как бы впуская его в себя и свою жизнь, отдавали в качестве «жертвенных животных» колядовщикам, или дарили близким – со вложенным в подарок тайным смыслом-пожеланием к примеру корова – символ материнства, а конь – самореализация в обществе. А какое-то печенье могли и засушить в печке подольше и сделать оберегом на будущий год. Весь год этот символ охранял дом и семью, а к новым святкам ее предполагалось размочить и скормить скоту – у предков наших ничего не пропадало.
Коляда год встречает
Повторяющийся годовой цикл – это спираль времени, считали наши предки, основные, поворотные даты этого цикла являются знаковыми для многих культур и приравниваются к вехам человеческой жизни. Вот рождается в зимний солнцеворот младенец Коляда, вместе с солнышком, пока прибавляющим на шажочек световой день, он растет. В день весеннего равноденствия, к которому раньше приурочивали Масленицу-комоедицу – это уже бойкий мальчишка, готовый на озорство и проказы.
Следующий важный день – летнее солнцестояние, когда солнце в своем пике, максимальной мужской силе, готовое заключить брак и оставить потомство, прорасти семенем. Потому в это купальское время проводилось так много игрищ, связанных с зарождением отношений между молодежью, и само солнце-батюшка вступает в брак с землей-матушкой, чтобы одарить нас плодами. Осеннее равноденствие – время эти плоды показывать – что вырастил, чего достиг ты в жизни, каких детей родил да воспитал.
Есть и промежуточные точки – громница (2 февраля) – праздник встречи зимы и весны, так перекликающийся с христианским Сретеньем. В этот день ирландцы отмечают Имболк, а в Америке – День сурка. Красная горка – первое воскресенье после Пасхи – время веселых молодежных игрищ и первых примечаний будущей «половинки». Спасы – осенние даты сбора урожая меда, орехов, пшеницы, которые так же подтянуло из язычества к себе христианство. И последняя точка перед зимним солнцестоянием – Осенние Деды на границе осени и зимы, когда чествовали пожилых людей. И завершает цикл день перед солнцеворотом – Карачун, когда солнце «окочурилось», умерло, чтобы родиться вновь.
В древности люди всегда смотрели выше крыши собственного дома. В короткие дни после Солнцеворота, когда у солнца еще совсем нет сил, они стремились помочь раскачать солнечную энергию, поддержать его своими действиями – и созданием козуль, и обильными угощениями, и хороводами да играми на вечерках. При этом и в себе аккумулируя солнечную энергию, черпая силы начинать новый год, новый цикл жизни.
Поделились своими семейными рождественскими традициями и участники встречи – у кого-то это семейные чтения рождественских историй, у кого-то святочные гадания, а у кого пельмени с сюрпризами-предсказаниями.
А какие рождественские, святочные традиции есть в вашей семье? Будем рады, если вы расскажете нам.
Фото Семейный архив Серовых; Егор ЛОПУХОВ