Пожалуй, люди делятся на два типа: первые воспринимают компьютерные игры, фильмы или книги как некую единицу, идеал, который, по их мнению, может существовать только в том жанре, в котором его изначально создали. Вторые же, обнаружив интересный результат деятельности мозга человеческого, решают отыскать его первоисточник.
Плохо это или хорошо – неизвестно, но факт остается фактом: мир синкретичен, все процессы взаимосвязаны, и порой для того, чтобы понять что-то одно, нужно посмотреть на это через призму результатов чего-то другого.
Так уж вышло, что оригинал (или самое первое, с чем удалось познакомиться) всегда кажется идеальным. Это и немудрено: каверы, ремейки, неудачные продолжения, адаптации и прочие авторские фантазии на заданную тему уже на подсознательном уровне воспринимаются либо как нечто самостоятельное, либо как «лучше оригинала уже все равно не сделаешь».
Лично я после знакомства с каким-либо проектом и после осознания того, что он мне понравился, стараюсь найти как можно больше информации о нем. Так в один момент своей жизни я узнала, что по многим известным книгам были созданы не только фильмы, но и компьютерные игры. Эта информация меня не столько удивила, сколько заинтересовала. Думаю, вам тоже должно быть интересно.
И да, список игр, поставленных по книгам, я построю в почти рандомном порядке – без пристрастий автора, без систем и алгоритмов.
Итак, открывает наш импровизированный топ, наверное, одна из самых обсуждаемых игр последних лет так девяти, а именно «Меtro 2033». Да, я играла в первые две части, третью компьютер не тянет. Да, я читала оригинальную книгу Дмитрия Глуховского, так что сравнительный анализ между литературным произведением и игрой провести смогу. Различия, безусловно, есть – чего только стоит «немой» Артем из игры и активно говорящий Артем Глуховского. Действия игры проходят в той же вымышленной вселенной, в том же самом сеттинге. Сюжет един, но достаточно сильно урезан по понятным причинам. Однако послевкусие от игры оказалось гораздо приятнее, чем от книги. «Metro: Last Light», кстати, не связана родственными узами с книгой «Метро 2034»: вторая часть серии является прямым продолжением первой части игры. Предположительно прологом «Мetro: Last Laight» стала история «Евангелие от Артема» из сборника «Последнее убежище».
Особое внимание хотелось бы обратить на последнюю часть трилогии, вышедшую этой зимой, – «Exodus». В «Метро 2035» – книге, по которой поставлена игра, – главный герой отправляется в путешествие по стране в конце и на машине, в игре же – в самом начале и на поезде. Стоит также отметить, что автор романов Дмитрий Глуховский принимал активное участие в создании компьютерной игры. Так что если вы хотите перенестись в постапокалиптическую Россию не только на ментальном уровне, но и своими глазами увидеть историю «изнутри», а действиями повлиять на концовку каждой части, то трилогия «Меtro» как раз то, что нужно.
Перейдем от шутеров к квестам. И на очереди у нас творение Артура Конан Дойла «Шерлок Холмс». В эту игру я не играла, но с книгами и фильмами, как и многие, знакома. Однако информация о существовании одноименной игры вызвала у меня непонятные эмоции. Еще более непонятными эмоции стали, когда я узнала, что таких игр восемь – то есть, по игре на каждую книгу Конан Дойла. Сюжет отсылает нас к классическим историям, но построен в более абстрагированной от оригинала форме. Любители головоломок, детективов, Шерлока Холмса и долгих разговоров не упустят возможность поиграть за своего любимого литературного персонажа, который засияет новыми красками, попав на жесткий диск компьютера.
Теперь – аркада и action. Не обошли стороной разработчики и знаменитую книгу Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Вот тут поработали все, кому не лень: мультфильмы, фильмы, настольные и компьютерные игры – казалось бы, оригинальную историю Кэрролла переработали, как только смогли. И правда, компьютерных игры целых три, мне довелось поиграть только в одну: «American McGee’s Alice». И, пожалуй, в этом случае параллель между игрой и книгой проходит только по имени главной героини, ибо игровая вселенная и события, разворачиваемые в ней, довольно мрачные. На момент знакомства с игрой я была довольно юна, поэтому не смогла пройти сюжетную линию Алисы, путешествующей по Стране чудес с ножом в руках и сражающейся с игральными картами-стражниками. Плюс ко всему меня настораживал внешний облик Чеширского кота, который выглядел довольно жутко. Да и сама игра жутковатая, чего скрывать. Если вы любите мрачные стилизованные игры, история Алисы может вызвать у вас интерес.
Следующей на очереди является серия книг о Гарри Поттере. Думаю, многие будут со мной солидарны: фильмы по произведениям Джоан Роулинг смотрели 97% населения мира, а знают об этой истории, наверное, и все 100%. Из всех частей компьютерных игр мне больше всего нравилась третья – «Узник Азкабана», которую я проходила уже довольно давно. Тем не менее недавно я решила переиграть и пересмотреть прохождение историй о «мальчике-который-выжил»… не знаю, возможно, детский запал уже пропал, но озвучка, геймплей и сами миссии вызвали у меня смех. К концу этого процесса, абсолютно запутавшись в постоянно движущейся камере и управлении, я стала «девочкой-которая-выжила-из-ума». Но есть несомненный плюс: игры, на мой взгляд, более приближены к книгам, чем фильмы. И меня это порадовало. Кстати, для справки: есть дополнение к игре Sims 2, в котором можно запросто воссоздать весь Хогвартс вместе с его студентами. Ну и нельзя не отметить ностальгический осадок, который выпал в моей душе после просмотра и самостоятельного прохождения «Гарри Поттера». Привет, начало XXI века.
Поговорим о сериале, сезоны которого заставляли людей пересматривать серии по десятому кругу и строить удивительные фанатские теории, а финал – подписывать петиции. И хотя сюжет книг Джорджа Мартина расходится с сериалом от НВО, компьютерные игры все же содержат в себе больше отсылок к телевизионному проекту, чем к литературному оригиналу. И тем не менее «Игра престолов» попадает в наш топ. Книги Мартина я не читала, с сериалом знакома, в одну игру поиграла, но до конца не прошла. Проводить параллели между этими формами искусства я не могу в силу своей некомпетентности, могу только сказать, что книги, сериал и игры раскрывают созданный Мартином мир с разных сторон. Наверное, это один из тех случаев, когда все лучше воспринимать комплексно.
И раз уж мы заговорили об играх, которые имеют лишь отсылки к той или иной книге, так поговорим же и о «Сталкере». Бытует мнение, что игра «S.T.A.L.K.E.R.» была создана на основе популярной серии книг «S.T.A.L.K.E.R.» от издания «Эксмо». Это неверно. Неверно хотя бы потому, что игра появилась на два года раньше, чем компания «Эксмо» получила права на бренд. История классического «Сталкера» берет свое начало в 1972 году, когда мир впервые увидел книгу братьев Стругацких «Пикник на обочине». Никакого отношения к Чернобылю повесть Стругацких не имеет, но такие слова как «зона», «радиация», «артефакт» и «сталкер» перешли в игру именно из «Пикника». Надеюсь, мы когда-нибудь дождемся «S.T.A.L.K.E.R. 2»… как и «Half Life 3», собственно.
Оказывается, есть игра по «Коду Да Винчи» Дэна Брауна. Забавно, я этого не знала. Сюжет игры, созданной в жанре action-adventure с видом от третьего лица, соответствует сюжету книги. Не вызывает вопросов и удивлений большое количество квестовых заданий, как, например, поиск и размещение различных предметов, анаграммы или подбор шифров. Интересно, что часть квестовых заданий не была переведена на русский язык, так как при адаптации потерялся бы изначальный смысл головоломок. Рейтинг игры, в отличие от книги-бестселлера и фильма, очень низкий. Так что вывод понятен: лучше один раз прочитать, чем сто раз поиграть. Хотя кому-то игра может и приглянуться.
Интересная получается ситуация: почти по всем книгам, о которых мы с вами успели поговорить, были сняты фильмы (кроме «Metro», но это вопрос времени) и только потом игры. Также большинство этих проектов приходится на первые десять лет XXI столетия. «Властелин колец» не стал исключением из этого правила. По книгам Джона Толкина поставлено довольно много игр, практически половина из которых – стратегии. Аккурат к выходу последней части кинотрилогии выходит и первая игра «The Lord of the Rings: War of the Ring», сюжет и мир которой соответствуют канонам вселенной «The Lord of the Rings». Конечно, полного погружения в сюжетные перипетии от стратегий ждать не приходится, но сбрасывать их со счетов тоже не стоит.
Ну и, наконец, игра, о которой, наверное, многие подумали в первую очередь. Поэтому я решила поставить ее в конец. «Ведьмак 3» вышел четыре года назад, а разговоры о нем не утихают до сих пор. Про экранизацию от Netflix говорить не буду, скажу только, что общего между игрой и этим проектом искать точно не стоит во избежание фрустрации. Так вот, дошли мои руки до «Ведьмака» только этим летом, да и то, только до первого, для третьего компьютер слабоват (ох уж эти системные требования). События всех трех игр разворачиваются после завершения событий книг. Это интересный ход, позволяющий продолжить изучение истории Геральта из Ривии с совершенно другого аспекта. Признаюсь, книги я не читала, польский сериал не смотрела, но обо всем этом наслышана. И, на мой взгляд, гораздо приятнее общаться с персонажами вживую (хм, если так вообще, конечно, можно сказать) и формировать сюжет самостоятельно, получая в итоге свою индивидуальную концовку. Но книги Анджея Сапковского дают уникальную возможность представить мир до событий игры самостоятельно, так, как ты чувствуешь его сам. Так что да, в случае с «Ведьмаком» хороши и книги, и игры. Именно вместе они формируют законченное представление о Белом Волке и о вселенной в целом.
NB. Первый «Ведьмак» странен, но достаточно хорош, хоть и не настолько популярен, как третий. Про третьего вообще молчу – и игру, и дополнения к ней можно назвать шедевром. Считаю, что окунуться во вселенную «Ведьмака» нужно. Понравится она или нет – дело каждого, но эта игра действительно является одной из лучших.
Ну что ж, как мы выяснили, игры по книгам чаще всего появляются на свет после фильмов по книгам. И это неплохо. На мой взгляд, гораздо хуже обратная ситуация – например, фильм по игре (вспомним случай с Need for Speed или DООМ). Разное видение одного и того же сюжета, его разная подача помогают охватить аудиторию по максимуму, подыскать для каждого именно то, что ему нравится.