Пенсию будущего обсуждали всей страной
Проект стратегии развития пенсионной системы рассматривался на состоявшейся
в среду видеоконференции.
На вопросы журналистов из регионов отвечали заместитель министра труда и социального развития РФ Андрей Пудов и председатель правления Пенсионного фонда России
Антон Дроздов.
Стратегия развития пенсионной системы до 2030 года – далеко не первая пенсионная реформа в России. Но, как говорится, нет предела совершенству, и чиновники из Минтруда России придумали еще один путь, следуя по которому, планируется оптимально сбалансировать дефицит Пенсионного фонда России (ПФР) к 2030 году и построить пенсионную систему, адекватную экономическому развитию страны и соответствующую международным стандартам. Вот лишь некоторые моменты обсуждаемых вопросов.
Три кита
Новая стратегия предусматривает реализацию трехуровневой модели. Первый уровень – трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования. Эта часть пенсии будет формироваться за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40 процентов.
Второй уровень – корпоративная пенсия, она будет до 15 процентов от утраченного заработка. Корпоративная пенсия должна формироваться работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения.
Третий уровень – частная пенсия. Она должна формироваться самими работниками и может дать до пяти процентов утраченного заработка.
Рано на отдых
Еще одно направление развития пенсионной системы – реформирование института досрочных пенсий. Стратегия предусматривает установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении трудящихся, работающих на местах с особыми условиями труда. В настоящее время финансирование пенсий досрочникам осуществляется за счет общих доходов бюджета ПФР, то есть издержки по обеспечению их пенсиями несут все пенсионеры страны.
При этом работодатели не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными для здоровья условиями труда, ведь льготная пенсия сотрудников им ничего не стоит. Кроме того, право на досрочную пенсию получают и те граждане, вред здоровью которых не нанесен, но их профессия включена в списки вредных и опасных производств. Поэтому в стратегии предлагается экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда сотрудников за счет дополнительных тарифов страховых взносов для страхователей. Так, Минтруд предлагает в 2013 году увеличить для работодателей тариф страховых взносов в ПФР за работников, занятых на местах, по первому и второму спискам – на четыре и два процента соответственно, в 2014 году на шесть и четыре процента, а в 2015 году – на девять и шесть процентов.
По словам Антона Дроздова, досрочные пенсии для сотрудников вредных и опасных производств не отменяются, для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации.
Что накопим…
Предлагается провести и реформирование института накопительной составляющей пенсии. Здесь существует ряд проблем, одна из которых – снижение пенсионных прав граждан, принудительно включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе, и недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов, возрастающие риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат. Этот пункт о накопительной составляющей пенсии стал одним из обсуждаемых моментов грядущей реформы.
Сегодня работодатели отчисляют в ПФР 22 процента от фонда оплаты труда. Из них у тех, кто родился в 1967 году и позже, шесть процентов отчислений идут на пенсионные накопления. Такая система работает с 2002 года.
Но, как считают специалисты, действу-ющая модель несовершенна. Она обесценивает накопления. Приводился пример: когда на пенсию начнут выходить рожденные в 1966 и в 1967 году, при одинаковом стаже и заработке размер трудовой пенсии у них будет существенно отличаться из-за того, что пенсионер 1967 года рождения, имеющий накопления, будет получать меньше, чем тот, кто их не имеет.
– Нельзя допустить, чтобы у людей, близких по возрасту, пенсия так разнилась, – говорил председатель правления ПФ России Дроздов. – Мы не отменяем накопительную систему, мы переводим ее с государственного уровня в более гибкий корпоративный, то есть добровольный формат.
Поэтому разработчики предлагают так называемый «страховой маневр»: сокращение до двух процентов тарифа страховых взносов на накопительную часть пенсии и направление четырех процентов в солидарную часть. При этом, согласно стратегии, гражданам предоставят право выбора: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или самостоятельно формировать свои пенсионные накопления.
Председатель правления подчеркнул, что накопленные ранее пенсионные средства не изымаются, а сохраняются за гражданами и будут выплачиваться по достижении пенсионного возраста.
Вместе – богаче
Отдельный вопрос, который волновал журналистов в регионах, был посвящен программе государственного софинансирования.
– Стать участником программы «тысяча на тысячу» можно до 1 октября 2013 года. Для тех, кто уже успел в нее вступить, будет проводиться софинансирование средств, – говорил Антон Дроздов.
Он пояснил, что планируется и в будущем продолжить программу софинансирования уже как способ стимулирования участия граждан в корпоративных и добровольных пенсионных системах. Но при этом следует изменить принцип софинансирования. Сейчас оно осуществляется независимо от уровня доходов для всех. Что не популярно во всем мире, где такие программы действуют для тех, кто имеет небольшие заработки и не может позволить себе участвовать в других программах дополнительного увеличения пенсии.
Правило «40-20-40-20»
Так формулируется новое пенсионное правило. Оно отражает зависимость будущей пенсии от трудового стажа. Чем больше стаж, тем выше пенсия. То есть платишь в течение 40 лет 20 процентов от заработка – получаешь пенсию 40 процентов от заработка в течение 20 лет. Это пенсионное правило основано на том, что при начале работы в 20-25 лет 40 лет стажа можно выработать к 60-65 годам, при этом средний возраст жизни после назначения пенсии составит 20 лет. При этом, как утверждает Антон Дроздов, реформа не предполагает повышения общепринятого пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Остается открытым вопрос, как это правило отразится на правах женщин, которые, находясь в отпуске по уходу за ребенком, теряют несколько лет трудового стажа. По словам зам-министра труда и социальных отношений РФ вопросы, касающиеся отпуска по уходу за ребенком, служба в армии и другие нестраховые периоды будут еще обсуждаться.
Кроме того, в стратегии предусмотрено в целях стимулирования продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предусмотреть ее установление в более высоком размере за счет введения льготного порядка перерасчета пенсионных прав.
По мнению разработчиков, первыми почувствуют все прелести реформы россияне, которые начали работать после 2002 года. Реальный результат будет ощутим после 2020 года, когда пенсионная формула будет работать для более значимого числа лиц.