Магнитогорск. На днях пятиклассники из лицея при МГТУ учились оценивать ситуацию на дороге при помощи математических расчётов. На первый взгляд сложно, а на деле оказалось нетрудно и наглядно.
Всё прошло в рамках семинара «Юные эксперты безопасности дорожного движения». Специальную методику семинара магнитогорская Госавтоинспекция получила от московского экспертного центра «Движение без опасности».
Пятиклассники – маленькие пешеходы, которые часто переходят дорогу самостоятельно. И пусть многие из них давно выучили, как это правильно делать, они не всегда серьёзно задумываются: а что если ситуация на дороге сложится неожиданно, не по сценарию?
Поэтому главное, о чём узнали ребята – воспользоваться преимуществом пешехода можно только после того, как убедился, что автомобиль точно затормозит и пропустит.
Школьников-пешеходов учила безопасности директор магнитогорской автошколы «Автолайф», преподаватель теоретического курса Евгения Долбина. К вопросу подошла кардинально и поставила теоретический эксперимент «Замеряем время необходимое пешеходу для преодоления одной полосы движения». Из условий эксперимента школьники узнали, что скорость пешехода, идущего в среднем темпе, составляет примерно 1.4 м/с. То есть за 1 секунду, пешеход преодолевает не более полутора метров. Автомобиль быстрее в 11 раз. Дети с педагогом выяснили это благодаря математике: при разрешенной максимальной скорости в 60 км/ч за одну секунду автомобиль преодолеет 16.6 метров.
То есть, чтобы не столкнуться, автомобиль должен быть на удалении в 11 раз дальше, и это при условии перехода всего одной полосы.
А если нужно резко затормозить? Детям необходимы знания об остановочном и тормозном пути автомобиля, как считает Евгения Александровна.
И вновь математика непреклонна. Автомобилю, который едет со скоростью 60 км/час, для полной остановки необходимо не менее 60 метров. Надо учитывать не только скорость машины, но и реакции водителя и время срабатывания тормозной системы автомобиля.
Евгения Александровна пояcнила:
«Есть официальные данные и источники, утверждающие, что автомобилю и водителю со средней реакцией потребуется от двух до трех с половиной секунд до полной остановки при скорости 60 км/ч. И в это время включается не только время полного нажатия на педаль тормоза, но еще и реакция на появление препятствия, а также перенос ноги с педали газа на тормоз. Таким образом, длина тормозного пути на сухом асфальте для легковых авто, движущихся на скорости 60 км/час, в идеальных условиях составляет не менее 20 метров. И это при условии резкого торможения».
Евгения Александровна уточнила, что путь, пройденный автомобилем за время реагирования водителя зависит от скорости движения и времени, необходимого на:
- Реакцию водителя
(много факторов влияния время переменно – от 0.7 секунд до 1.5 секунд),
2. перенос ноги с газа на тормоз
(время стремится к постоянному значению – 0.5 секунд),
3. срабатывание тормозной системы
(время стремится к постоянному значению – 0.5 секунд).
Итого: от 1.7 сек. до 2.5 сек или (при начальной скорости 60 км/ч) от 28 м до 41 м автомобиль преодолеет, не снижая скорость, с момента обнаружения опасности до начала замедления.
Берём среднее значение реакции водители – 2 секунды (за которые он проезжает минимально 32 метра, если едет 60 км/час) – и минимальный тормозной путь. Получая те самые 60 метров.
Тормозной путь зависит от покрытия, как узнали дети. И рассчитали, какой вид покрытия сколько времени отнимет на торможение. В формуле коэффициент сухого асфальта — *0,7, Коэффициент мокрого —*0,4 (подставляем в формулу, и тормозной путь получается 35,4 метра), Коэффициент укатанного снега —*0,2 (тормозной путь меняется до 70,8 метров), коэффициент гололёда — *0,1 (тормозной путь — 141,6 метра). Ребята убедились в ходе несложных расчётов, что на льду тормозной путь возрастает в семь раз.
«К сожалению, водитель реагирует только на появление пешехода на пешеходном переходе и часто просто не успевает остановиться. Поэтомуосновная задача всех участников дорожного движения – это обеспечение собственной безопасности» – подчеркнула Евгения.
Исходя из этого, ученики и педагог перешли к расчёту приближения автомобиля и времени, необходимого для оценки безопасных условий при переходе многополосной дороги.
Ребятам рассказали про риски на полосе несколькими рядами машин при одностороннем движении. В частности, про известную ловушку на дороге: из-за впереди движущегося автомобиля водитель не может своевременно заметить пешехода. Поэтому на практике так важно понятие остановочного пути автомобиля.
В математические задачи добавили и световозвращатель. О принципах действия светоотражателей рассказали и показали их эффект в действии сотрудники группы пропаганды БДД ОГИБДД УМВД Магнитогорска. Ребятам рассказали, что использование СВЭ снижает риск стать жертвой аварии в 6–8 раз. При наличии светоотражателя водитель заметит пешехода за 150 – 200 метров, против 30 метров – без световозвращателя.
Помимо этого, для обучающихся параллели начальных классов лицея проведены уроки безопасности. Акцент сделан на указанную возрастную категорию, так как дети в возрасте
8-11 лет чаще других становятся участниками дорожных происшествий в качестве пешеходов. Школьники вместе с инспектором и педагогами просмотрели видеосюжеты с комментариями пострадавших в авариях детей, определили причины дорожных происшествий и последствий нарушения правил безопасности дорожного движения.