Регион. Адресат этого письма – красноармеец 219 стрелкового полка 11 стрелковой дивизии Гавриил Яковлевич Зорков, как и многие его однополчане, погиб еще до того, как оно пришло в Ленинградскую область: 26 июля 1943 года. Он похоронен в поселке Синявино Кировского района на мемориале на улице Песочной.
А само письмо, как и еще более сотни других фронтовых треугольников лета 1943 года, так и не дошедших до своих адресатов – солдат Красной Армии, было найдено в 2007 году ленинградскими поисковиками на местах боев в Ленинградской области. Они обнаружили останки девушки-почтальона, а рядом с ней был ящик из-под пулеметных лент, наполненный письмами. Родные и близкие со всех уголков бывшего СССР писали своим отцам, мужьям и братьям о своих повседневных делах.
Согласно архивным документам, Гавриил Яковлевич Зорков 1903 года рождения был призван из Верхнеуральского района Челябинской области. Оттуда же — из поселка Спасска — пришло это письмо. Из него мы узнаем, что Гавриил Яковлевич был многодетным отцом. Привет ему передают супруга и дети: Валя, Петя, Нюра, Вася, Маня и Шурочка. Судя по всему, письмо писала супруга: оно подписано Александрой Николаевной Зорковой. Однако возможно, что сам текст написан рукой одной из дочерей бойца под диктовку матери: на эту версию наводит нестройный почерк и обилие орфографических ошибок.
Жена рассказывает о быте своей семьи, советуется с мужем о делах, сетует на нужду и проблемы одеть-обуть большое семейство, сожалеет, что уже два года не видела мужа, а ответом на это так и не нашедшее адресата письмо стала похоронка.
Очевидно, кто-то из родных Гавриила Яковлевича до сих пор жив, так как в Интернете, на сайте проекта «Помни меня» размещена его фотография военного времени в красноармейской форме, отправленная кем-то из родственников. Благодаря этому проекту есть фотография бойца и на Стене Памяти, которая организуется ежегодно в Магнитогорске накануне Дня Победы.
Возможно, родственники бойца живут в нашем городе. Координаторы проекта ищут их, чтобы передать копию письма и книгу «Письма на фронт», созданную по истории этих найденных писем. К поискам близких красноармейца Зоркова подключился и магнитогорский поисковый отряд «Феникс». Если вам известна какая-либо информация о Гаврииле Яковлевиче, можете обратиться в нашу редакцию или к руководителю музея поискового отряда «Рифей» Артему ЛЮБЕЦКОМУ в клуб «Рубеж», пр. К. Маркса, 164/6 либо на кафедру всеобщей истории МГТУ пр. Ленина, 26 аудитория 222.
Фронтовые письма, найденные в таком количестве – явление уникальное, многие из них хорошо сохранились. Оренбургские участники Поискового движения России смогли расшифровать часть сообщений и на основе полученного материала создали спецпроект «Письма на фронт», который реализуются на грантовые средства Росмолодежи.
Работа очень трудная, ведь письма 75 лет пролежали в сложенном виде, бумага начала крошиться. Но задача проекта – не только расшифровать письма (а порой для этого требуется помощь лингвистов, например, одно из писем было написано на чувашском языке) и установить имена и судьбы солдат.
«Главная цель – сберечь и сохранить эту находку, эти истории, понять их, узнать то время, мысли тыловых людей и страхи солдат; увидеть не героев, а людей обычных, таких, как мы с вами, – пишет организатор проекта Надежда Черепова. – Чтобы это всё увидеть, необходимо было проделать огромную архивную работу: поднять официальные приказы в архивах о награждении, журналы боевых действий, карты, карточки призыва и прочее, найти сводки в СМИ того времени и сопоставить с письмами. Так из трех источников можно понять, что происходило в июле 1943 года, как народу это преподносили и как чувствовали себя бойцы РККА. Что из этого каждый из нас вынесет, это уже другая история, но есть опыт, есть прошлое и настоящее и они точно перекликаются… Я это чувствую».
Помимо собирания материала, энтузиасты нашли возможность озвучить письма, записав видеоролики по каждому из них, эти записи можно услышать в группе проекта https://vk.com/warletters. Родных некоторых из авторов и адресатов писем поисковикам удалось отыскать. Быть может и письмо нашему земляку наконец найдет его близких?