Россия. В ноябре на втором чтении обсудят законопроект, который обяжет кредитные организации верифицировать клиентов по номеру телефона. Об этом сообщает газета “Известия”.
Обязательными к проверке для банков станут следующие сведения: является ли пользователь официальным владельцем номера, как часто пользуется им, корректны ли паспортные данные. И даже менял ли абонент мобильное устройство.
К чему приведёт данное нововведение? Во-первых, покупая новую сим-карту, многие сталкивались с коллекторами, которые ищут её предыдущего владельца. Отныне хлопот от номеров «с историей» не будет.
А во-вторых, злоумышленник больше не сможет представиться по телефону кем-то другим. Банк сразу же проверит, действительно ли телефон оформлен на имя, которым назвался клиент. Подменить номер мошеннику также не удастся, потому что настоящий высветится у кредитной организации.
Тем, кто волнуется о том, в какой мере кредитным организациям станут доступны персональные данные, следует знать: поступать они банкам будут в зашифрованном виде. Об этом сообщили газете “Известия” в Центральном научно-исследовательском институте связи, который станет оператором ЕИС. Если конкретнее, то банк на запрос получит короткий ответ «да» (то есть, ФИО, серия и номер документа действительно те, на которые оформлен номер) либо «нет» (данные не верны).
Если организация отправит в ЦНИИС некорректные данные, то система идентификации корректные не предоставит.
От своего первоначального варианта законопроект отличается несколькими важными моментами.
Во-первых, предполагалось, что процедура проверки будет вводиться в банки не обязательно, а по желанию. Также ранее планировалось, что за создание системы проверки сведений абонента заплатят операторы, но позже решили, что расходы лягут на кредитные организации. Это предложение внёс кабмин, как объяснил “Известиям” председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Он также отметил, что данные поправки, вероятнее всего, будут поддержаны комитетом.
Впрочем, некоторые предложения следует тщательно обсудить. Не все банки с одобрением встретили законопроект. Например, те организации, которые неактивно работают с гражданами. Член правления Почта Банка Павел Тулубьев указал на тот момент, что персональные данные у операторов далеко не всегда актуальны. Всё зависит от абонента: «обновит» он сведения в компании сотовой связи или нет. Ещё проверка усложнит жизнь владельцам тех номеров, которые оформлены на кого-то другого, пусть даже на близкого родственника.
Разнятся мнения и среди операторов. «Билайн» и «Теле-2» выступают против законопроекта, «Мегафон» считает, что механизмы системы не решат проблему мошенничества. В МТС сказали, что реализация предложенной системы обойдётся в несколько десятков миллионов рублей.
Есть те, кто законопроект поддерживает. Директор департамента розничных продуктов СМП Банка Алёна Тузова утверждает, что нововведение значительно уменьшит риск невозврата кредита, защитит людей от мошенничества, ведь качество данных о клиентах улучшится.
Стоит также учитывать, что больше 10% сим-карт оформляется на подложные документы. А при покупке номера не в салоне сотовой связи не нужно регистрироваться в базе данных оператора. Абонент анонимен. Внедряемая система в таком случае снизит риск мошенничества.
А как отреагировали на эту новость жители Магнитогорска? В основном, без особого энтузиазма. Во-первых, сомневаются в необходимости нововведения, во-вторых, считают, что в законопроекте много несоответствий, а потому и пользы он не принесёт. К тому же опасаются за безопасность своих данных, поскольку не уточняли, как их будут предоставлять банкам.
Но нашлись пользователи, которые устали от звонков коллекторов.
«Давно бы так», – высказались они.
«Мне уже раза три звонили и спрашивали, знаю ли я какого-то мужика с непроизносимой фамилией, якобы, он дал мой номер телефона как свой», – поделилась одна из горожанок Хохлова Наталья.
Насколько система окажется полезна, какие проблемы возникнут при работе с ней– покажет время.
Фото https://pixabay.com