Магнитогорск. Стены музея хранят много тайн.
О том, чем живут музейщики сегодня, а также о проектах, планах, мечтах и, конечно, об истории как науке мы говорили с директором музея Александром Ивановым.
– Александр Александрович, музейная работа – это новые встречи, находки, открытия. Что особенно запомнилось вам за последние годы?
– Одним из самых запоминающихся моментов был приезд космонавта, дважды Героя Советского Союза Виктора Горбатко, в то время председателя Межгосударственного союза городов-героев и городов воинской славы, благодаря поддержке которого Магнитогорск в 2015 году был удостоен звания «Город трудовой доблести и славы». Мне посчастливилось возить Виктора Васильевича по городу и металлургическому комбинату с экскурсией. Космонавты – удивительные люди, я получил огромное впечатление от этой встречи.
Вообще Магнитка – особенный город. Первым почетным гражданином нашего «железного» города металлургов стал космонавт Павел Попович. И звание Города трудовой славы нам присваивала организация, во главе которой был космонавт.
– Знаю, что в экспозиции музея есть раздел, посвященный космосу…
– Да, и у нас есть новые идеи, связанные с этой темой. Я обращался в приемную Президента РФ в Челябинске с просьбой помочь в реализации проекта строительства выставочного мемориального зала и планетария, которые увековечили бы память космонавта Павла Поповича – это возможно на территории будущего парка «Притяжение» или другого парка города.
Космонавт №4 учился в Магнитогорске, здесь впервые поднялся в небо, неоднократно бывал в нашем городе в последующие годы. Павел Попович входил в состав первого отряда космонавтов, он был очень популярен. Судьба его напоминает судьбу Юрия Гагарина – оба они не были кадровыми военными, Попович учился в металлургическом городе на строителя, Гагарин учился в Саратове на металлурга. В нашем городе пока не увековечена память Павла Поповича, и я думаю, это должна быть не просто улица его имени. Возможно, идея о создании мемориального комплекса получит воплощение.
Выставочный зал, посвященный общим вопросам космонавтики, будет уместным в нашем городе и потому, что Магнитогорский металлургический комбинат тесно связан с темой освоения космоса: магнитогорский металл шел на строительство космодромов Байконур, Восточный, Плесецк, комбинат выполнял специальные заказы для космоса. Есть и материалы для мемориального зала Павла Поповича. Мы связывались с руководством Ассоциации музеев космонавтики, в которой наш музей состоит, и нам пообещали помочь с экспонатами. Семья космонавта может передать нам личные вещи Павла Романовича.
Сегодня многим космонавтам из первого отряда посвящены мемориальные комплексы. Если наш проект будет реализован, это будет первый в регионе подобный музейный центр, посвященный космонавтике. В нашем городе в 1960-х годах работал планетарий, и люди с удовольствием туда ходили. Думаю, такой проект будет интересным и познавательным для горожан.
– В 2020 году мы будем отмечать великую историческую дату – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Музей уже готовится к ее встрече?
– Вклад Магнитки в Победу был огромным. Мы привыкли к двум цифрам: каждый второй танк и каждый третий снаряд были изготовлены из магнитогорской стали. Но ведь есть и другая статистика. В годы войны Магнитогорский металлургический комбинат давал не только металл, но и освоил выпуск более ста видов боеприпасов и других изделий для фронта. Например, каждый 102-й снаряд для «катюш» был изготовлен здесь, каждая двухсотая фугасная бомба, каждый 33-й снаряд. На Магнитке выпускали подковы для лошадей, которые высоко ценили во фронтовых кавалерийских частях за отличное качество.
Выпускали здесь военное обмундирование, ферромарганец, необходимый для выплавки броневой стали, который поставляли из Магнитки и на другие металлургические предприятия. Вообще с каждым годом открывается все больше новых фактов, свидетельствующих о большом вкладе нашего города в Победу, материал этот обширен.
В музее в год юбилея Победы будет открыта выставка, приуроченная к великой дате, пройдут встречи с ветеранами, лекции. Также мы планируем, как и к 70-летию Победы, выпустить издание. В прошлый раз это были «Фронтовые письма – нервы войны», на этот раз книга будет посвящена военнопленным-магнитогорцам, вернувшимся после освобождения в наш город, и будет основана на материалах выставки, посвященной этой теме, подготовленной старшим научным сотрудником Татьяной Фатиной. Это недостаточно раскрытая страница того периода, думаю, такое издание будет представлять интерес.
Военное время уходит от нас все дальше. Когда отмечали 20-летие Победы, чествовали, в основном, маршалов, которых все знали. А сейчас мы пришли к судьбам рядовых участников тех событий.
Недавно нам пришло предложение участвовать в фотоконкурсе, который будет проходить в Москве, посвященном фотоматериалам о войне из запасников музеев. В выставке могут участвовать фотоработы о Первой и Второй мировой войнах – в том числе частные, семейные снимки – думаю, мы примем участие в этом мероприятии.
– Сейчас ведь и в исторической науке в целом можно отметить повышенный интерес к личной и семейной истории…
– Тенденция такая есть. Раньше наше общество было довольно замкнутым в этом отношении – сказались репрессии. До сих пор многие из тех, чьих родных они коснулись, не хотят рассказывать о своей семейной истории. Эта история будет раскрываться постепенно, об этих событиях будут свидетельствовать их потомки. В прошлом году в нашем музее впервые состоялась выставка на тему семейных родословных, подготовленная старшим научным сотрудником Галиной СТАРИКОВОЙ.
В музей порой обращаются люди, которым мы помогаем разыскать информацию об их предках. Недавно выезжали в Карталы, чтобы найти следы одного из участников Первой мировой войны, отправили запрос в архив Оренбурга. На этих материалах, возможно, будет основана небольшая частная выставка.
Возможно, раньше мы не обращали такого внимания на частную историю, потому что все у нас было коллективным. Сейчас, как мне кажется, мы стали выше ценить себя, да и ценности несколько изменились. Думаю, в нас растет уровень человеческого достоинства, самоуважения, происходит осознание себя, роли нашего народа в истории. На это оказали влияние и политические события последних лет, которые стали для нас уроком.
– История – важный предмет для воспитания подрастающего поколения. Современным детям интересны походы в музей?
– У подрастающего поколения, несомненно, есть интерес к музею и истории города. Для школьных групп заказывают не только экскурсии по экспозиции музея, но и тематические встречи, посвященные горе Магнитной, истории Великой Отечественной войны и другим темам. На такие лекции ребята приходят подготовленными. Мне кажется, они сегодня уже «наигрались» в смартфоны и пришли к осознанию необходимости живого общения. То же касается и виртуальных музеев: посмотреть на историческую реликвию живьем, да еще услышать живой рассказ специалиста обо всех тонкостях, касающихся этой вещи, гораздо интереснее, нежели просто увидеть картинку с пояснением.
Хотя и виртуальное пространство мы осваиваем. Музей зарегистрирован на портале «Государственный каталог музейного фонда РФ» (goskatalog.ru), размещаем там изображения своих экспонатов – живопись, графику, различные предметы. Это дает нам возможности более широкого общения с миром. У нас есть свой официальный сайт на портале «Музыка и культура», интернет-блог, группа в соцсетях.
– Вы упоминали о возможности помощи экспонатами со стороны музейной ассоциации. Есть ли тесные связи между российскими музеями сегодня, обмен опытом, экспонатами, информацией?
– Мы тесно взаимодействуем с музеями юга Челябинской области – Кизила, Фершампенуаза и других районов, являемся методическим центром. Наш музей участвовал в крупной выставке «Урал в судьбе России» в Екатеринбурге, в экспозиции, проходившей в рамках Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана в Челябинске, где побывали президенты двух стран. Наш музей, музей истории ММК и треста «Магнитострой» представляли на этой выставке эпоху индустриализации.
В ноябре этого года ожидаем выставку из Аркаима – там будут предметы, найденные во время археологических раскопок – керамика, предметы быта и другие изделия. Будут на этой выставке представлены и артефакты, найденные в других местах.
Сейчас, кстати, стало сложнее вывозить экспонаты: для этого требуются расчет их оценочной стоимости, охрана. Более жесткие требования предъявляют сейчас ко всем музеям, даже школьным: любой из них должен иметь паспорт, книгу учета, у каждого экспоната на выставке должна быть этикетка с описанием. Это предполагает определенную меру ответственности за сохранность экспонатов.
– Что же на первом месте в музейной работе?
– Бывает, что о деятельности музея судят по количеству проведенных мероприятий. Но все же основная наша работа – это, прежде всего, поиск экспонатов, их сохранение (иногда требуются реставрация, чистка, специальная обработка), учет, изучение, на которое могут уходить годы. А выставочно-экскурсионная деятельность – это уже заключительный этап. Новые выставки задумываются тогда, когда накопился какой-то материал. И тут мы в корне отличаемся, например, от картинной галереи.
Показатели серьезной деятельности музея – это также наличие постоянной экспозиции, научная работа, участие в конференциях, публикации. Мы нередко представляем наш город гостям города, иностранным делегациям.
– Научные сотрудники музея иногда обращаются к жителям города за помощью в поиске каких-то сведений и экспонатов. Люди откликаются на такие призывы?
– В последнее время люди активнее стали откликаться на подобные запросы. Например, для выставки «Мир детства» принесли много игрушек. Новые экспонаты привозят иногда из деревень – их находят, разбирая старые дома. Материалы поступают после кончины известных людей. Мы принимаем все экспонаты – любые документы, фотографии, значки, бытовые предметы. Ценность многих вещей возрастает по прошествии времени.
– Часто приходят в музей уникальные экспонаты?
– В нашей коллекции литья есть несколько предметов, которых нет ни в одном каталоге – например, скульптура старушки 1960-х годов выпуска – говорят, это экспонат с «бульдозерной выставки», которую громил Никита Хрущев. Есть в нашей экспозиции воин, отлитый в 1946 году, на нем надпись на английском: «Made in USSR». Он похож на американца. Однажды такого же воина я увидел в фильме – он был в кабинете сотрудника НКВД, и на оружие воина тот накалывал повестки. Изучение предмета показало, что эта партия была изготовлена малым тиражом на Каслинском заводе для военной миссии в Западном Берлине.
Даже Эрмитаж не смог определить происхождение бюста Петра Первого из нашей экспозиции. Возможно, это пробная отливка для «Медного всадника».
У нас собрана хорошая коллекция художественного металла, она включает около четырехсот предметов, есть коллекция русского медного литья, неплохая коллекция декоративно-прикладного фарфора, достаточно интересные археологическая коллекция, фотоколлекция, коллекция самоваров.
Вообще любой музей ценен фондами, предметами. Чем богаче фонды, тем больше возможности выставочной и научной работы. Поэтому мы прикладываем много усилий, чтобы их пополнять.
Фото Динара ВОРОНЦОВА