Все дороги ведут в Рим? Российские пути неизменно проходят через Москву. Хорошо это или плохо? Для самой столицы, наверно, не очень, зато для нас – возможность посмотреть национальные достопримечательности. В златоглавую валом валят иностранные туристы и гости из соседних братских республик. Пальму первенства по численности держат китайцы, и не удивительно – ведь и на Красной площади они являются представителями самой многолюдной в мире страны.
Москва купюрам верит. «Если хотите большую часть своих денег подарить России – посетите ГУМ», – по-английски говорит экскурсовод на главной площади страны. И действительно, стены этого торгового комплекса настолько величавы, что за кусок простой ткани, вышитой крестиком, можно отдать десять, а то и пятнадцать тысяч. Чашечка кофе здесь – 200 рублей. Но если обойти фасад, в заведении со старым добрым названием «Столовая» за те же деньги можно подкрепиться фруктовым салатом и парой блинов. Пока я поедала красиво нарезанные дольки апельсина и киви, рассматривала стоящий напротив автомат газированной воды. Видимо, его хотели сделать местной достопримечательностью, да чего-то в устройстве не хватило. Автомат не работал ни за три копейки, ни за три доллара.
От башенок Василия Блаженного и краснокирпичного Исторического музея дорога – вниз, к памятнику великому полководцу Георгию Жукову. Под копытами его железного коня развернулись торговые лавки с матрешками, лотки мороженого и представительства экскурсионных бюро, зазывающие народ на автобусе посмотреть Воробьевы горы или на теплоходе за 500 «рэ» отправиться по Москве-реке. Можно сделать водную экскурсию и дешевле, если отчалить на «речном трамвайчике» от одного из речных вокзалов. Но меня интересовало то, что доступно обычно только избранным. Заплатив в кассе за входной билет и посещение двух церквей, я направилась на территорию Кремля.
«Сумочку на проверку!»
Так посоветовала мне идущая сзади иностранка на контрольно-пропускном пункте. И через пару минут я направлялась к правительственному центру страны.
Прежде чем попасть на Соборную площадь внутри «кольца» из древних культовых строений, многочисленные туристы проходят мимо знаменитой сорокатонной царь-пушки и двухсоттонного царь-колокола, увесисто накрывшего свой нынешний пьедестал. Почти что друг за другом, с разрывом в пять лет, были возведены в конце 15-го века Успенский собор и Благовещен-ский. Красота расписных сводов Благовещенского собора, его иконостасов просто завораживает, ощущение – как будто бы ты попал в богатый сказочный терем. По-другому чувствуешь себя при входе в Архангельский собор, служивший усыпальницей московских князей и русских царей. Их останки и сейчас покоятся здесь под мощными саркофагами – Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Василий Шуйский, Петр Второй Алексеевич. Исторические персонажи из книг и учебников…
В выставочном зале Успенской звонницы мы смогли посмотреть на иконостас Кирилло-Белозерского монастыря. Кирилловский ансамбль является самым обширным по количеству дошедших до нас икон. Стиль живописи иконостаса не имеет аналогов по красоте и изысканности линий, чистоте цвета и рисунка.
Клумба под «Дождём»
На творческую площадку современного искусства указала нам… рука Петра, которого изваял Зураб Церетели. От храма Христа Спасителя – переход по мосту на другой берег к зданию бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Чудесным образом место, где раньше делали конфеты и шоколадки «Аленка», превратилось в арт-площадку с многочисленными барами и кафе, которая кипит событиями современной культурной Москвы. Здесь проводит досуг молодежь, желающая проявить свои творческие дарования. В дни нашего путешествия в «Красном Октябре» открывалась большая выставка цветов. Она включала в себя кинофильмы под общим названием «Сила цветов», показы малайских, калифорний-ских и голландских цветов, экологические игры от Дарвиновского музея, молодежные шоу и перформансы.
В одном из двориков, украшенных необычными инсталляциями, мы обнаружили место обитания телеканала «Дождь». Над аркой – лейки с логотипом канала, рядом расписанный граффити микроавтобус, а перед цветочным магазином на посетителей смотрели газонные слоники. Поднявшись из любопытства на третий этаж, мы увидели дверь с предупреждающей табличкой «Просьба не мешать. Идет съемка». Высунувшийся из окошечка охранник любезно подтвердил нам, что здесь действительно располагается телеканал «Дождь». Ну что ж, если попросили – мешать не будем.
Вблизи памятника Петру Первому мы обнаружили сад современных искусств –тихий уголок из зелени, скульптур, фонтанчиков, каменных изваяний в японском стиле, беседок. Был здесь и уголок совет-ского периода искусства, где стояли каменные изваяния вождей мирового пролетариата. И памятники деятелям искусства и ученым. И объемные фигуры, утрирующие определенные идеи современных авторов. А за территорией этого «островка искусств» – здание Третьяковской галереи на Крымском Валу.
Бюстик Кутузова
не нужен?
Центр Москвы поразил сочной зеленью и клумбами. И хотя в Александровском саду повсюду стояли таблички с русской и английской надписью «По газонам не ходить», возле них усаживались прямо на траву ино-странные туристы. Впрочем, этому примеру следовали и остальные – тем более что со стороны полицейских никаких замечаний не было. Так что многие как будто бы оказались в каком-нибудь Гайд-парке. А возле самых ворот Александровского у чаши Вечного огня почетные караулы четким шагом сменяли друг друга.
Еще одну чашу с Вечным огнем мы увидели на Поклонной горе, в районе знаменитой Триумфальной арки. Здесь, на большой площади вокруг главного музея Во-оруженных сил разбит парк, стоят христианская часовенка, мусульманская мечеть и синагога, говоря о том, что люди самых разных национальностей и вероисповедания приближали великую Победу. С перерывом в два-три года в районе Поклонной горы открываются аллеи, посвященные различным родам войск. Последней в этом ряду стала аллея Пограничников. А к Дню 200-летия победы в Бородинском сражении возле музея была сооружена Аллея российской славы и установлен скульптурный ряд героев Отечественной войны 1812 года – Михаила Кутузова, Александра Кутаисова, Петра Багратиона, Михаила Барклая де Толли. Причем, как гласила соответствующая надпись, подобные бюсты могут подарить школам, кадетским корпусам и воинским частям энтузиасты из Краснодарского края.