Взяточники получили шанс выйти на свободу
По инициативе экс-президента Дмитрия Медведева в прошлом году было значительно либерализировано уголовное законодательство.
Предпринимателей, подозреваемых в экономических преступлениях, запретили арестовывать до суда, по целому ряду статьей Уголовного кодекса были отменены нижние пределы наказаний, за взятки ввели кратные штрафы вместо лишения свободы. И если раньше считалось, что от нововведений выиграют только преступники, осужденные после их принятия в мае 2011 года, то теперь президиум Верховного суда разъяснил, что они имеют обратную силу.
Знаете ли, деликатный вопрос сразу напрашивается: а как же наказывать взяточников, совершивших преступление до мая 2011 года? По действовавшему на тот момент УК за «получение взятки в крупном размере с вымогательством» полагалось лишение свободы на срок от 7 до 12 лет плюс штраф. Поправками за то же преступление вместо отправки в колонию введен штраф, кратный сумме взятки. ВС установил, что взятка в крупном размере, полученная либо данная до 17 мая 2011 года, должна квалифицироваться судами по новым положениям УК. Судам разрешено назначать «взяточникам из прошлого» кратный штраф, но обязательно в «вилке» от 25 тыс. до 500 млн. руб.
Еще деликатный вопрос вдогонку: речь идет не только о взяточниках, которые совершили преступление до мая 2011 года, но до сих пор по тем или иным причинам не осуждены, но и о тех, кто уже получил приговор. Пересмотра дела не смогут добиться только взяточники, чья судимость уже погашена.
Чтобы оказаться на свободе, осужденным взяточникам понадобится подать ходатайство о пересмотре приговора в суд по месту отбывания наказания. И вот вам «подводный камушек» – Верховный суд не перечислил условия и основания, при которых осужденные могут рассчитывать на возможность замены наказания в виде лишения свободы на денежную «экзекуцию», поэтому судьба осужденного остается в руках нижестоящего судьи. И тогда что? Да то, что о коррупционной составляющей и цене вопроса за такую услугу можно только догадываться.
Эксперты считают, что размер отсидки в денежном эквиваленте должен быть оценен судом в каждом случае индивидуально. Речь-то идет не о всех взяточниках, а только о тех, кто требовал крупную мзду, да еще и вымогал ее. Проще говоря, по сути узаконивается древняя схема:от наказания можно откупиться – не так ли? И это обстоятельство, в свою очередь, склоняет к грустному выводу: борьба с коррупцией уменьшает количество взяток, улучшая их качество. Таким образом, общество делится на три части – одни берут взятки, другие дают взятки, а у остальных жизнь не удалась…
Дело о двух миллионах
Обвинительным приговором закончилось уголовное дело о… питьевой воде
Ленинский районный суд вынес приговор в отношении Юлии Костиной и Юлая Рахимова.
Они признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество, совершенное с использованием своего служебного положения группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере), сообщили в прокуратуре Челябинской области.
В марте 2010 года трест «Водоканал» заключил с ООО «УралГрейт и К», директором которого являлся Рахимов, договор на ремонт резервуаров питьевой насосной станции в поселке Молодежном. По договоренности с Костиной, которая занимала должность начальника отдела по капитальным ремонтам и строительству МП трест «Водоканал» и контролировала выполнение строительных работ, Рахимов представил акты и платежные документы на объем работ, который фактически не был выполнен. В итоге организация-заказчик полностью оплатила сумму контракта, а работы стоимостью более двух миллионов рублей остались не завершенными. Деньги похитили Костина и Рахимов.
Они признаны виновными в совершении мошенничества и осуждены к трем годам лишения свободы каждый, условно, с испытательным сроком три года. Суд взыскал с Костиной и Рахимова сумму причиненного ущерба.