Супружеским парам, живущим вместе не один год, так или иначе приходится преодолевать кризисы. Что нужно делать, чтобы зарыть топор семейной войны раз и навсегда – поговорим об этом.
В жизни Ксении был момент, когда казалось: все, терпения на совместное житье с супругом Костей больше нет. Было даже удивительно, как этот мужчина рядом мог оказаться её мужем – то, как он говорил, как ел, спал, ходил в туалет, само его присутствие поблизости, всё вызывало желание быть подальше. Любви не было, брака почти нет. Вот такой была в какой-то момент семейная жизнь Ксении.
С Костей они скандалили часто и очень тяжело. Как действительно их небольшая лодка устояла после всех семейных сцен, что у них были, уму непостижимо. Это говорит сама Ксения, которая то свое прежнее мрачное отношение к мужу оценивает теперь совсем по-другому.
– Я не хочу никого посвящать в подробности своей личной жизни, – говорит она. Да они, в общем-то, и не важны совершенно: ругались с мы с мужем из-за того, что он не делает что-то по дому или безденежья – какая разница при наличие скандала? Важно то, что я смогла одолеть какие-то свои внутренние комплексы и осознать очень простую мысль: «Не хочешь скандалов – не скандаль».
На первый взгляд, все просто до тривиальности. Незатейливая житейская философия – во избежание бури элементарно не открывай рот, чтобы выкрикнуть ругательные или обидные слова. Но попробуй вести себя именно так…
Проблема в том, что «элементарный» совет по прекращению супружеских ссор сводится, в сущности, совсем не только к такой вот запретительной технике – не кричать и не ругаться. Чтобы действительно жить без ссор, многие вещи нужно «проносить через голову», переосмысливать, а современному человеку это трудно: есть масса социальных ожиданий, которым он должен соответствовать. Мужчины должны много зарабатывать, чтобы не прослыть неудачниками, женщины обязаны хорошо выглядеть, вести хозяйство. К тому же зарабатывать деньги, чтобы не отстать от других и чувствовать себя независимыми. Отношения во многом определяются внешними показателями (доходом, автомобилем, должностью и т.д.), мы и сами к себе относимся на основании таких внешних рейтингов, будто смотрим на себя чужими глазами. И стоит мужу ненароком свалиться с социального Олимпа – начать меньше зарабатывать или оказаться уволенным – то все заработанные им очки обнуляются.
В такие моменты у многих женщин, напуганных подкосившейся семейной стабильностью, включается внутренний критичный голос. Этот голос постоянно напоминает о том, что и где в их семье не так. Привычка к конкурентной гонке и неизбывная жесткость к самой себе заставляют каждую из них сделать все возможное, чтобы избежать внутренней критики. Предположительно, за такими переживаниями стоят чувства вины и стыда: мы, даже будучи взрослыми, порой продолжаем сражаться за признание наших успехов родителями и учителями. И хотя уже давно никто не стоит над душой, не подгоняет и не ругает за двойки, мы сами продолжаем стыдить себя, обвинять в лени, глупости и бог весть знает каких еще грехах. Кстати, обвинения близких (кто из жен не обвиняет мужа в том, что он отлынивает от работы?) – в определенной мере это тоже собственный страх не соответствовать высоким критериям (перенос психики на языке специалистов).
Такова проблема отношений со своим идеальным Я. Если мы ставим себе слишком нереалистичные цели, далекие от реального Я — наших настоящих способностей и возможностей, — то обрекаем себя на вечное недовольство.