Автомобили прочно вошли в нашу жизнь, без них никуда. Но порой они становятся захватчиками улиц и дворов.
Речь идет не о железных конях, снующих по городу, а об их брошенных во дворах и на дорогах собратьях. Кто-то оставляет авто под своими окнами на зиму, кто-то – чуть ли не навечно. Чаще всего брошенные автомобили – это далеко не молоденькие детища отечественного автопрома. Когда, как говорится, и самому уже не надо, потому что достало его чинить, и выбросить жалко. Да вот дворы наши не резиновые. Спроектированные по старым нормам, они просто не соответствуют нынешним реалиям. В придомовых «карманах» обычно способны разместиться от силы четыре-пять машин. Все остальные заезжают на газоны, на детские площадки, в общем, куда придется. Честным автовладельцам бывает вдвойне обидно, когда хозяин ненужного авто оставляет его на произвол судьбы чуть ли не на лучшем месте во дворе.
Только у меня под окнами долгое время мозолит глаза парочка таких автомобилей. У стареньких Жигулей-«шестерки» давно потрескалась краска, деформировались колеса, с «двенадцатой», той что помоложе – потихоньку исчезают «запчасти» – сначала пропал бампер, потом фары. Видимо, в ближайшее время, если хозяин о ней так и не вспомнит, останется один остов. Но ведь двор – общественное место. Значит, его территорией могут пользоваться все жильцы на равных условиях. А какие же они равные, если другие автовладельцы даже претендовать на занятое место не могут, поскольку автомобиль так и остается без движения.
Будь этот автохлам вывезен на свалку, на его место встали те машины, которые постоянно эксплуатируют. Но кто ответственен за вывоз брошенных автомобилей?
– Не мы, – сразу сказал директор Треста жилищного хозяйства Магнитогорска Анатолий Кузнецов, – у нас нет таких полномочий.
По словам ответственного лица от коммунальной службы, они и сами не рады этим «постояльцам». В «сложных» случаях, когда автомобили бросают, например, возле мусорных контейнеров, коммунальщики через соседей разыскивают владельцев машин и настоятельно требуют убрать их подальше от «общественного места». В остальных случаях просто готовят заявление в ГИБДД. Но пока ни одна машина так и не была эвакуирована, – отметил Анатолий Кузнецов.
Выходит, виновата Государственная инспекция безопасности дорожного движения? Не стоит забывать, что бросают автомобили не только во дворах, но и на обочинах дорог, ладно, если не на остановке общественного транспорта. Зимой снегоуборочной технике таких «сирот» приходится объезжать, порой образуя вокруг них целые сугробы. А это значит, что из-за них зауживается ширина правых полос. И в этой ситуации «крайние» – ГИБДД?
– Мы не имеем права эвакуировать оставленные без присмотра автомобили, потому что они – частная собственность, – в свою очередь «открестился» от «брошенок» начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД УМВД по Магнитогорску Федор Сумароковский. – Это можно сделать только по судебному решению. Хотя как признался представитель ГИБДД города, такие прецеденты были, правда, окончились они ничем. Женщина, у которой эвакуировали автомобиль, заплатила штраф, забрала своего «железного коня» со штрафной стоянки и поставила его снова на прежнее место…
Не может своим постановлением изменить ситуацию даже глава города. Не в его это компетенции. В этом случае город с точки зрения законодательства просто бессилен. Нужны поправки в соответствующий федеральный закон. Но если молчать и не говорить о необходимости их принятия, о том, что оставленные без присмотра автомобили загрязняют окружающую среду – металл же подвержен коррозии, из-за этого в почве накапливаются тяжелые элементы, такие как ртуть и свинец, то дело с мертвой точки не сдвинется.
Так что пока, несмотря на очевидный вред, владелец может держать свою «старушку» во дворе, пока она не рассыплется в прах. Главное – не нарушить при этом правила дорожного движения.