Пресс-конференцию с легендой отечественного рока Юрием Шевчуком можно было назвать действительно долгожданной.
Во-первых, группа «ДДТ» выступала последний раз в Магнитогорске в далеком 1999 году. Во-вторых, встреча с представителями СМИ города накануне концерта произошла немного позднее запланированного времени. Причина на то была уважительная: гости совершали экскурсию по ММК. Поэтому первым, чем поделился Юрий Шевчук с журналистами по приезде, были его впечатления от металлургического производства.
– Процесс выплавки стали реально завораживает, – буквально выдохнул из себя музыкант, держа в руках белую каску, которую подарили ему металлурги. – Я ведь тоже когда-то работал на производстве.
Лидер «ДДТ» представил свою новую команду – 22-летнего барабанщика Тему Мамая, коротко остриженную вокалистку Алену Романову (девушка, как оказалось, серьезно увлекается фольклором), гитариста Лешу Федечкина. «он и бубен, и утюг» – эти слова относились к еще одному члену ансамбля по имени Антон Маслюков. Почти у всех этих молодых людей есть свои группы, в которых они с успехом выступают. Но одновременно входят и в команду Юрия Шевчука – потому что у него, мэтра российской музыки свободного формата, есть чему поучиться.
Первая часть выступления Юрия Шевчука была посвящена новой программе «Иначе», которую он привез в наш город. Своеобразной иллюстрацией его слов выступил новенький диск, который после окончания встречи был передан представительнице магнитогорского радио:
– Наш концерт рассчитан на полтора часа. Если вот эти 18 треков с диска понравятся магнитогорцам, мы споем еще что-нибудь из его второй части, где размещены старые, любимые песни. Работали мы над ним достаточно долго. Как представитель отечественного рока могу сказать: на сегодня это направление архаично, потому что уже его наслушались. Те же англичане свои роковые трубы другими кирпичами не чистят, назрела необходимость модернизации рока. Хвалить свое детище сложно, но играть нравится. В Магнитогорске у нас будет 12-й или 14-й концерт по новой программе. Сделаем целое турне по стране, а потом выедем за рубеж.
Состав группы поменялся в связи с новыми музыкальными задумками. Вместо старых лидеров пришла молодежь, которая вносит много динамики, современное видение мира. Только вот я, старый монстр, остался. У нас коллективное творчество, в результате которого вырабатывается такой «художественный тестостерон». Нащупываем болевые точки этого времени, главные вопросы и ответы, чем мы живем, что делаем, кто виноват – то есть то, что волновало людей и в 19, и в 20 веках. Рок-музыка просто призвана решать серьезные задачи. Наши концерты построены на сопереживании. Бывает кому-то тяжело, ломает, но когда прошел с артистом на сцене через какую-то болевую точку – все, наступает катарсис, благодать, истинный позитив, не пластмассово-попсовый, не идиотический, как в «Доме-2»…
Затем начались вопросы журналистов.
– Скажите, вот то, что мы слушали в исполнении «Пинк Флойда» в 1973 году, актуально бы звучало и сейчас. Слушая диск «Иначе», чувствуешь ту же актуальность, к тому же есть драйв современной звукозаписи, замечательные барабаны, звучание этнических славянских мотивов…
Ю.Шевчук: – Действительно, вопросы традиций, базовой культуры сейчас выходят на первый план. Важно, как это делала группа «Ролинг Стоунз», отстоять свою национальность. Мы не выпячиваем ее, как Надежда Бабкина, а делаем это тонко и бережно. Молодцы японцы – они трепетно относятся к своим традициям. Зачем пародировать британский рок? Балет ведь тоже родился не в России, как и опера. Но мы как губка впитываем в себя лучшее, перевариваем и выдаем такое, что весь мир стоит на ушах. Русский рок многонационален, это развитие духа, это эклектика.
– Мы вас знаем как музыканта, всегда выступающего честно и открыто. Скажите, как вы отнеслись к публичным выступлениям после выборов в Государственную Думу?
– Если это просто выражение своего мнения – почему бы и нет? Я за революцию духа, когда человеку хочется жить иначе, по-человечески. Он бьется за свое человеческое достоинство. Бунт, погромы всегда рождаются от зависти к богатым, желания иметь больше материальных благ. Люди, которые вышли на Болотную площадь, они кроме материальной части хотят, чтобы все были равны перед законом. Люди хотят жить иначе, иметь чувство собственного достоинства. Тысячу лет было сословие бояр и тягловый народ – это сразу исправить трудно. Социальное неравенство очень опасно.
– Вы бы хотели избираться на пост президента?
– Как сказал профессор Преображенский: нет, не хочу. Для меня главное – завтра на концерте не облажаться. Мы говорим жестким языком, но ведем к просветлению душ, чтобы народ жил иначе. Мало кто радует на современной эстраде чем-то новым, каждый продолжает копать свою шахту, даже если уголь там уже кончился. Наш альбом сводил в Лондоне Максим Кравцов, мы хотим, чтобы молодежь оторвалась от своей виртуальной жизни и задумалась над проблемами бытия. Стиль нашей группы постмодерновый, хэви-платин или интеллектуальный постпанк – так еще можно его назвать. Размышления самые философские – быть или не быть?
– Против чего вы боретесь в своем творчестве?
– Вы можете бороться, я не идиот.
Поймите, это навязанное вам клише относительно моего творчества. У меня ведь много достойной лирики. Вспомним, сначала по легенде Платона все люди были двуполые, все происходило внутри них, потом их разделили, и с тех пор они ищут вторую половинку, испытывая такое чувство, как любовь. Есть две тайны, достойные постоянного познания, – Господь и человек. Если говорить о последнем, это уникальное создание, порой жестокое и циничное. Мир состоит из света и тени. Я не пишу политических песен. Но художник, как сказала великий Пушкин, должен иметь сердце, он не должен давать людям уходить со своими проблемами внутрь себя, должна быть гармония между внешним и внутренним миром. Социальная пальба может быть только фрагментом творчества. Основная же его цель – человек в правовом обществе.
– Не бывает ли вам лениво что-то делать, когда хочется уйти в сторону и просто отдохнуть?
– Считаю, что лень идет от отсутствия у человека смысла своего существования, своих творческих идей. У меня такого не бывает. Сама динамика человеческой жизни одна и та же – мы идем к смерти. Но при этом не надо впадать в механистическое ее проживание: встал утром, поел, сходил на работу, полежал на диване, поспал, и так каждый день.
– Как вы относитесь к таким фестивалям песни, как Грушинский?
– Неважно отношусь. То есть то, что увлеченные авторской песней люди собираются в одном месте – это, конечно, здорово, но вот звуковое сопровождение там ужасное. Поэтому я и вожу за собой из Питера огромный «воз» всяческой аппаратуры и
50 специалистов в придачу. В результате экран, звук, спецэффекты на наших концертах не хуже, чем то, что привозил в Москву Роджер. И это не мои слова, а оценка соответствующих специалистов. Да, обязательно поблагодарите чрез свои СМИ профком Магнитогорского металлургического комбината за помощь в реализации билетов на магнитогорский концерт. Это всегда очень муторное дело, требующее больших затрат времени. Так что еще раз большое спасибо. Ну а магнитогорцы, надеюсь, получат от нашего концерта то, чего они всегда ждут от «ДДТ».