Если бы он не стал музыкантом, то обязательно выбрал бы стезю художника.
Те дружеские шаржи, работы в масле и карандашные зарисовки уральской природы, которые показала мне Надежда Иванова, мог нарисовать только одаренный в изобразительных искусствах человек. Но в жизни он состоялся не как художник, а как большой музыкант. Уже год прошел с того скорбного момента, когда перестало биться сердце дирижера, заслуженного работника культуры России Александра Васильевича Никитина. Вечером 14 ноября в Магнитогорской консерватории соберутся друзья, коллеги, близкие ему по духу люди, чтобы почтить его память.
Каждый, кто знал этого человека, скажет, что главным в его жизни было созидание. Продолжая традиции великого Эйдинова, он тем не менее искал свои пути в развитии музыкальной жизни любимого города. Не один десяток лет Александр Никитин проработал в Магнитогорской хоровой капелле. С 1979 года он художественный руководитель мужского вокального ансамбля «Металлург» – уникального в своем роде певческого коллектива. В 1985 году Александр Васильевич создает мужской академический хор «Магнитка». Через шесть лет основывает общественное объединение «Союз поющих мужчин Магнитки» – это сделает возможными гастроли поющих металлургов в Эстонию и Германию. Он инициатор и дирижер первого в России фестиваля мужских хоров и ансамблей, создатель «Соловушек Магнитки» и квартета, в котором поют талантливые мальчишки. Их он набирал повсюду, даже на автомобильных мойках, если видел музыкальные задатки и способность самоотверженно служить любимому делу.
«В то время, когда в школах вводили систему занятий Кабалевского, Александр Васильевич при участии Магнитогорской хоровой капеллы с большой увлеченностью читал цикл лекций «Мир музыки», – делится своими воспоминаниями по телефону его супруга Мария Михайловна, которая сейчас живет в Москве. – 15 тысяч школьников прошли через этот лекторий. По абонементной системе три-четыре раза в месяц школьники посещали концерты, слушали инструментальную музыку, хоровые коллективы. Александр Васильевич является создателем мужского певческого движения в России. И в этом самая большая заслуга Никитина».
К чему бы ни прикасались его живой ум и горячее сердце, все оживало и цвело; он дал жизнь не одному перспективному проекту, рассчитывая его как стратег на несколько шагов вперед; он не только раскрывал таланты, но и воспитывал сильных личностей из своих маленьких и по первости несмелых «соловушек».
Он легко вступал в контакт, был душой компании, говорил со всеми на равных. Он всматривался в портреты пожилых людей, считывая в них мудрость и опыт прошлых лет, очень любил стариков и детей. Не раз с улыбкой вспоминал, как в детстве, когда родители определили в класс баяна его брата, он стал ходить на занятия и сдавать экзамены вместо него, пока все не обнаружилось. Тогда подрастающий Саша, наконец, получил свое место в списке учеников музыкальной школы. В 13 лет вместе с баяном подросток пойдет играть в пионерские лагеря. В Магнитогорском музыкальном училище Никитин будет учиться у блестящего педагога Елены Томас, затем в его жизни наступит время учебы в «гнесинке». После окончания института честолюбивый музыкант хотел по примеру Семена Эйдинова поднять искусство в каком-то новом городе. Но именно от него, своего кумира, он получил приглашение приехать в Магнитогорск.
Вместо нового города – новые проекты, коллективы, фестивали, конкурсы, городские праздники, руководство кафедрой мужского певческого и дирижерского искусства – уже в качестве доцента Магнитогорской государственной консерватории им. Глинки. «Его отличали умение продумывать каждый свой шаг и работать без напускной суеты и словоблудия, – вспоминает Надежда Иванова, 15 лет выполнявшая в его прославленных коллективах функции администратора. – Вставал он рано, как жаворонок, новые идеи приходили в его светлую голову с утра. Большую помощь в осуществлении невиданных еще музыкальных проектов оказывала жена Марина Михайловна, замечательный хормейстер, тонкий профессионал. Очень гордился успехами своей дочери Алены. Собрав квартет из мальчиков, младшему из которых было всего семь лет, он не побоялся повезти его в Санкт-Петербург, где выступали взрослые квартеты. Честно говоря, зал подпрыгнул, когда на сцену вышли и запели своими чистыми, высокими голосами маленькие магнитогорцы».
Музыку он находил везде, мечтал о большом центре, где будут заниматься дети, – именно таким уже после его смерти стал центр эстетического воспитания «Камертон». Никитина знали и любили не только в нашем городе. Вот, например, какой наказ оставил в альбоме ректор Санкт-Петербургской консерватории, лауреат Государственной премии Владимир Чернушенко: «Повелеваю петь красиво и звонко, согревать песнями вашими души и сердца людей, воспевать так, чтобы мир дивился красе голосов российских мальчишек и звенела бы над землей слава великой нашей России».