Мы пообщались с фотографом, который проводит профессиональные съемки, представителем центра психологического консультирования и участниками одной из вокальных студий нашего города – каждый из них своими способами помогает желающим познать и раскрыть самих себя.
МАГИЯ КАМЕРЫ
Наталья и Елизавета Богдановы – очень творческая семья: мама и дочь совместно работают над фотопроектами – не только проводят съемки, но и декорируют локацию, а также помогают своим моделям с подбором образов. За девять месяцев они успели реализовать более ста проектов. Елизавета раскрыла подробности их общего дела:
– Мы проводим съемки в разных стилистиках – для детей, романтические – для влюбленных или семейных пар, корпоративные – например, к Новому году, и индивидуальные – для портфолио. У нас очень много проектов для разных людей всех возрастов. Каждому мы хотим подарить частичку своего творчества.
– Елизавета, какой жанр съемок – самый востребованный?
– Чаще всего к нам приходят мамы с детками, на втором месте – это парочки, а на третьем – девушки, которые хотят украсить свои странички в соцсетях профессиональными снимками.
– Есть у участников фотопроектов желание поиграть в кого-то, кем они не являются в жизни?
– Все хотят показать себя, передать свой внутренний мир через фото.Съемки – это творческий процесс, конечно, в ним есть элемент игры. Каждый старается показать себя с лучшей стороны, и все равно, при этом человек остается самим собой. Больше всего клиентам нравятся эмоциональные, живые фотографии.
– Какие люди чаще всего приходят на фотосессии: уверенные в себе или стеснительные?
– Больше тех, у кого «зажим» перед камерой – некоторых прямо трясло от волнения. Я помогаю успокоиться, включаю музыку, чтобы они расслабились, и все прошло как надо. Мужчин сложней всего «раскачать» на эмоции, они более зажатые. Тем, кто не уверен в своей внешней привлекательности я даю понять, что в кадре все будет смотреться прекрасно, как они хотят. Ведут себя перед камерой люди по-разному, это зависит от характера: кто-то балуется в кадре, а кто-то старается предстать бесстрастным а-ля профессиональная модель.
– Наверняка вы изучали фото прежних лет. Как бы вы охарактеризовали дух нашего времени: какие на фото люди нашего поколения, если сравнивать нас с людьми других эпох?
– Я бы сказала, что сейчас у нас эпоха индивидуальности: каждый человек приходит со своим стилем, с особенным запросом, и они настолько разные! Когда человек решает уделить себе время и у него получается раскрыться перед камерой, я вижу, что он получает от этого массу удовольствия! Каждому советую сходить на профессиональную фотосессию – в это время происходит настоящая магия!
“NOSCE TE IPSUM”
В переводе с латыни «Познай самого себя» – это изречение актуально всегда. Сегодня профессия психолога является на рынке труда одной их самых востребованных, а психологическая консультация стала в последнее время весьма популярной.
Юлия Киселева – практикующий психолог и руководитель психологического центра – уже со школы знала, какой профессией займется в будущем. Выпускница психологического факультета МГТУ имеет десятилетний опыт психологической практики.
Юлия – член ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии и Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, а также является лектором российского общества «Знание».
Прежде чем найти своего психолога, сама Юлия получила консультации пяти разных специалистов. Она призывает всех, кто находится в поиске качественных психологических услуг не отчаиваться после первой попытки:
– Часто люди, получив негативный опыт одной консультации, разочаровываются в науке о душе. У них, предположим, и так были сомнения, так им еще и встретился плохой специалист. Их убеждение укрепилось, дверь в психологию они для себя закрыли, к психологу больше не пойдут, а проблему свою так и не решили. По своему опыту скажу, что один психолог может очень сильно отличаться от другого. Важно искать «своего» специалиста. Стоит помнить, что и парикмахера, который нас устраивает, мы находим не с первого раза.
– Юлия, с каким запросами сегодня клиенты чаще всего обращаются за психологической консультацией?
– С 2020 года стало много клинической психологии, психиатрии – она работает с диагнозами. Люди с расстройствами – это 90% наших клиентов. Часто они сами об этом не догадываются. К примеру, приходит человек, который считает своей проблемой лень. Мы проводим психологическую диагностику, и оказывается, что у него депрессия. А он сам ругал себя и окружающие обвиняли его, называя лентяем. Сегодня самые популярные запросы для психологической проработки – это депрессивно-тревожный спектр, панические атаки – после пандемии короновируса количество таких запросов возросло.
– Кто является основным потребителем услуг психолога?
– Подростки обожают к нам обращаться: сейчас в их среде очень популярно говорить о своих травмах, а также придумывать себе расстройства и ставить диагнозы. На консультациях стало больше мужчин и семейных пар. Мои коллеги по цеху отмечают эту тенденцию: если раньше была одна семейная консультация в месяц, то теперь – несколько в неделю.
– Вы замечаете, что стереотип о том, что ходить к психологу – неудобно, стыдно, изжил себя?
– Тренд на позитивное восприятие такой услуги заметен. Это радует, мы должны заботиться о себе и своих близких. Важный посыл психологии в том, что ощущение нормальности или ненормальности регулируется самим человеком. Не нужно идти к психологу с тем, чтобы спросить: «Нормальный ли я?» Если вы чувствуете, что с вами не все в порядке, нужно обратить на это внимание и позаботиться о себе, или при необходимости обратиться к специалисту.
Важно помнить, что нельзя ожидать мгновенного результата после первой консультации – чуда не произойдет. Первое общение с психологом – это знакомство. Ознакомительная сессия отличается от последующих, которые называются терапевтическими, в их рамках мы разрешаем запрос клиента: делаем упражнения, исследуем, применяем инструменты. На самой первой консультации мы выявляем основной запрос для нашей последующей работы.
– В жизни человека есть много разных отношений: родные, коллеги, друзья… Какое место в ней занимает психолог, в чем особенность его роли?
– Многие думают так: «Зачем мне идти к психологу, у меня есть мама и друзья – они могут меня выслушать». Важно помнить, что все мы ограничены рамками личного жизненного опыта. Допустим, женщина размышляет о разводе. Она советуется с одинокой подругой, которая говорит – «Он – плохой, бросай его!», потом с дочерью, которая отвечает: «Не бросай, это же папа!», затем спрашивает свою разведенную маму, которая настаивает на разводе… Наша героиня делает выбор, но ответственность за него она перекладывает: «Сохраню брак ради дочери…».
Психолог не сделает выбор за вас, не даст конкретный ответ. В нашем этическом кодексе прописан запрет на то, чтобы психолог что-то советовал, он может только давать рекомендации. Его задача – создать безоценочное пространство, в котором личность сможет принять правильный для себя выбор. Когда человек находится в таком пространстве, он взрослеет, становится более самостоятельным и ответственным. Психолог помогает человеку лучше понять самого себя, осознать, чего хочет он сам.
МЕЧТЫ О СЦЕНЕ
Научить петь взрослого человека «с нуля» за полгода обещают в школе вокала. Здесь используют комплексный подход – помимо занятий вокалом, предлагают курсы актерского мастерства, ораторского искусства и мастер-классы по психологии. Целью проекта создатели называют не только развитие навыков, но изменение жизни людей через развитие креативных способностей. О том, как удается воплощать эту идею в жизнь, рассказал руководитель вокальной студии Андрей Шишкин:
– Наша аудитория – женщины среднего возраста. Часто, это люди, которые всю жизнь мечтали петь, или те, кому в детстве сказали, что им «медведь на ухо наступил», и на этом их музыкальное развитие закончилось.
Однажды к нам в студию пришла пожилая женщина, несмотря на то, что болезнь мешала ей нормально передвигаться, она посещала занятия, потому что всегда хотела научиться красиво петь, и только в преклонном возрасте смогла найти для этого свободное время.
Иногда приходят участники с просьбой помочь подготовиться к мероприятию или конкурсу, потом они остаются, потому что понимают, что хотят и дальше развиваться вместе с нами. Мы предлагаем дружную компанию, стараемся создать у нас семейную обстановку, чтобы развитие шло легко и интересно.
– Андрей, как меняются жизни людей, которые начинают заниматься вокалом в зрелом возрасте?
– У нас была такая интересная история: к нам на занятия пришла женщина, которая трудилась в корпоративной сфере. Ей хотелось поднять себе настроение и попробовать заняться чем-то новым. С нами она почувствовала себя как дома, и даже рассказала, что у нее появилось ощущение, будто до этого она всю жизнь спала и только сейчас проснулась.
Еще в студию приходил мужчина средних лет, который также всю жизнь хотел петь, но, получив от кого-то замечание еще в детстве, он закрыл для себя эту возможность. Мечта осталась мечтой. После пары занятий вокалом, он удивлялся: «Я не знал, что, оказывается, умею петь! Вы помогли мне раскрыть в себе то, о чем я и сам не знал!» У нас бывает, что до слез доходит, особенно когда человек сам открывается для себя с новой стороны.
– Как вы относитесь к мнению, что на сцене перед публикой должны выступать только артисты, имеющие профессиональное образование?
– Именно этот стереотип мы и хотим разрушить. Мы считаем, что пение – это естественная способность каждого человека, навык, который можно развить. Не обязательно заканчивать консерваторию, чтобы иметь право выйти на сцену.
Занятие творчеством – это не просто способ самовыражения, борьба со стрессом или выплеск эмоций, это – искусство. Потому технические навыки нужно развивать. Если использовать комплексный и системный подход, то человек может мощно вырасти как личность.
– Вспомните интересные моменты, которые случались на занятиях…
– На пробный урок пришел парень, он не ставил никаких целей, пришел ради интереса. Поначалу был неуверен, зажат, потом мы размялись, познакомились, и он почувствовал, что может раскрыться и спеть. Сначала «пережал» голос, потом ноту не дотянул и «петуха пустил»… Но трансформация на занятии все же произошла – ему удалось «вытянуть» такой звук, что он и сам удивился силе и красоте своего голоса! Для таких моментов и создана наша студия.
К нам присоединяется преподаватель школы вокала Дарья Власенко.
– Дарья, поделитесь секретом – как вам удается раскрывать вокальные способности людей, которые раньше никогда не учились пению?
– Важно помнить, что в творчество идут необычные и интересные люди. Поэтому первый принцип работы с ними – это расположить человека к себе: дать ему понять, что его принимают таким, какой он есть – с его реальными и выдуманными недостатками… Важно поддержать веру человека в себя, похвалить его: «Только послушай, как ты красиво звучишь!». Часто сомнения в своих возможностях появляются у нас еще в детстве, когда мы слышим критику: «Ты плохо поешь, не попадаешь в ноты, тебе не надо петь». Может, данные у человека и неплохие, а раскрыть их мешает только неуверенность.
С одной стороны, вокалисту не нужны внешние инструменты для своего самовыражения, но в этом и сложность: наш вокальный аппарат находится внутри, им нужно учиться управлять, а мы его не видим – он доступен только в ощущениях. Поэтому, чтобы обучиться управлению своим голосом, мы используем воображение: нужные ощущения ищем через образы – при этом важно представлять, как все структуры работают внутри. Пение можно сравнить и со спортом, ведь в процессе извлечения звуков в работу включается все тело и даже вырабатывается выносливость.
Фото фото автора; личный архив Елизаветы Богдановой, Юлии Киселевой, Андрея Шишкина