День археолога – это неофициальный праздник. Есть такие должности как научный сотрудник, доцент, старший преподаватель, ассистент, а такой профессии как «археолог» нет: в трудовой книжке эта запись появиться не может, но есть такая научная дисциплина как археология. Ее задача – изучение истории человечества по тем материальным остаткам, следам, которые сохранились.
Со школьных лет в археологию попал Федор Петров – в десятилетнем возрасте он впервые оказался в экспедиции со своими родителями.
В свое время Федор Николаевич Петров закончил исторический факультет ЧелГУ. Он подчеркивает, что его альма-матер является центром археологической школы Челябинской области:
– В нашем регионе очень интересная археология. И сегодня она представлена широко, но среди тех, кто работает в разных университетах и научных центрах региона, много тех, кто является учениками школы основателей ЧелГУ, или учениками учеников.
Федор Николаевич развеял распространенный миф о том, что археологическая деятельность состоит только из всем известных раскопок:
– Работа археолога – это очень разная деятельность: кто-то больше занят преподаванием, кто-то – обработкой материалов. Археология – это далеко не только экспедиционная работа: без нее она немыслима, она нужна, чтобы непосредственно получить археологический источник. Раскопки – это способ, которым мы можем получить представление о памятниках древности, изъять из них находки, образцы грунтов, древних органических веществ. Потом все это обрабатывается. Значительная часть археологии – это лабораторная обработка: и кто-то полностью на ней концентрируется, на кабинетной археологии. Кто-то больше занимается полевыми исследованиями. Все в совокупности дает прирост научного знания о наших предках.
Федор Петров вспомнил свои самые первые и яркие впечатления от раскопок, на которые он попал в составе археологического кружка в 12 лет:
– Это был последний год раскопок укрепленного поселения Синташта, очень известного археологического памятника, расположенного в Брединском районе Челябинской области. От него названа культура, к которой принадлежит знаменитый Аркаим – синташтинская культура. Это был 1987 год, тогда я познакомился со всеми прелестями советской археологии: брезентовые палатки, скромное питание, но при этом большой энтузиазм! Все происходило в условиях Брединского района – это почти что казахстанская степь: жаркая, плоская, почти без лесов. И при этом иногда – сильные бури, которые обрушиваются на полевой лагерь. Самые первые впечатления – это прикосновение к древности, когда ты своими руками из раскопа поднимаешь фрагменты орнаментированных древних горшков, которым 4000 лет – это, конечно, потрясающее впечатление производит.
Федор Николаевич объяснил, почему восприятие природы является важнейшей составляющей работы на археологических раскопках:
– Палаточные лагеря, в которых мы до сих пор работаем, они гораздо меньше защищены от окружающей природы, чем города. Залитые раскопы, порванные бурями палатки, постоянно мокрые спальники – с одной стороны, это – проблемы, с другой, это делает нас ближе к тем людям, которых мы изучаем, потому что они были гораздо больше связаны с окружающим природным миром. Сейчас мы живем в мире второй природы, искусственном мире, созданном человеком – конечно, более комфортном, и живем мы дольше и качественней, чем наши предки.
Федор Петров вспомнил свою находку, которая стала самым большим впечатлением в его карьере:
– В 2005 году мы вели разведку по реке Караганка, я поднял с распаханного поселения каменный пест в форме лапки сурка бронзового века. За несколько лет до этого на том же месте мы нашли каменную ступку – оказалось, этот пест оформлен абсолютно так же, как эта ступка. Перед нами оказалась пара предметов одного времени, найденных абсолютно случайно в разные годы. Потрясение было очень большое. Сейчас они являются экспонатами музея на Аркаиме.
Федор Николаевич поведал о том, как наука, которая связана с изучением прошлого, продвигается в своем развитии в наши дни:
– То развитие современной науки и техники, которое произошло за последние десятилетия, обогатило археологию новыми возможностями изучения прошлого. К примеру, генетика – какое-то время назад мы даже помыслить не могли, что сможем не только реконструировать облик человека по его костям! Сейчас по выделенной древней ДНК мы можем выяснить, к какой генетической линии принадлежал человек, какие у него были особенности организма, кем были его предки, выявить родственников. Также появилась масса новых способов изучения металла, древней керамики – все это расширяет возможности археологии.
В общественном сознании археология ассоциируется с поиском сокровищ. В действительности археологические сенсации случаются не каждое десятилетие. В последнее время большее число научных открытий происходит в лабораториях. Будем ждать новых открытий, ведь энтузиасты своего дела в археологии есть.
Похожие материалы
Фото личный архив Федора Петрова