У многих возникает вопрос, до каких пор человек за рулем считается новичком. Зарубежные психологи выделили несколько этапов поведения.
1 этап. Преодоление чувства постоянного присутствия опасности. Этот этап длится первые дни, иногда недели вождения, требует большого психического напряжения. В это время стараются, по возможности, избегать не только критических, но даже потенциально конфликтных ситуаций.
2 этап. Переоценка без-
опасности. Здесь чувство опасности принижено, по сравнению с реальностью. В результате уклонений от критических ситуации на первом этапе, водителю не приходилось лично сталкиваться с грубыми формами дорожного поведения или попадать в ДТП. И это обстоятельство он может ложно принять за собственное водительское умение. Такой водитель ведет автомобиль в более рискованной для себя и окружающих манере. (Этот этап считается наиболее опасным и может длиться до 4 тыс. км пробега.)
3 этап. Объективная оценка опасности (приблизительно от 4 до 100 тыс. км пробега). На этом этапе появляются навыки, приобретенные в результате всего опыта вождения, что помогает не забывать об опасностях на дороге.
4 этап. Снижение чувства безопасности (соответствует примерно 100 тыс. км пробега и периоду после трех-четырех лет вождения). Это интересный феномен, объясняемый психологами следующим образом. Высокий уровень профессионализма может притупить бдительность и привести к потере осторожности. Интересный результат был получен американскими психологами. Профессиональные автогонщики в обычных условиях движения имели больше дорожных правонарушений, чем остальные водители.
Немецкие исследования показывают, что после семи-восьми лет водительского стажа не происходит роста водительских способностей. Российские исследования говорят, что такой предел наступает уже после пяти-шести лет.