Никогда раньше такого не было, рассказывают жители посёлков ТОС-11, чтобы за год сделали столько дорог. Некоторые из них не видели ремонта с 90-х. Теперь ситуация кардинально изменится. О том, как следят за работами подрядчика, какие дорожные участки особенно нуждались в обновлении, и в целом о планах на этот строительный сезон узнавал “МР-инфо”.
Ситуацию с дорогами осветил руководитель комитета ТОС-11 Сергей Сорокин. На территории ТОС – 6 посёлков, где пролегает более чем 150 дорог разной протяжённости – от отрезков в сто метров до двухкилометровых участков. Но незначимых среди них нет.
– Разговаривал со старожилами, рассказали, что у них в поселке дороги в 91-м году скальником отсыпали. Я даже подумать об этом не мог. До такой степени он укатан, что просто в песок превратился, – поделился руководитель КТОС. – Дороги действительно нужны.
Дорогам в Магнитогорске в последние годы уделяется особое внимание.
– Дорожное хозяйство — одно из ключевых направлений нашей работы, которое напрямую влияет на дальнейшее развитие Магнитогорска, – отметил глава Магнитогорска Сергей Бердников. – Мы стараемся по максимуму использовать все имеющиеся ресурсы для улучшения дорожной сети. В этом нам помогают федеральные и областные программы, в их числе нацпроект «Безопасные качественные дороги» и проект «Дорожный рывок», реализуемый по инициативе губернатора Челябинской области Алексея Леонидовича Текслера. В планах на этот год — отремонтировать порядка 84 километров дорожного полотна. Отмечу, что большой объем работ запланирован по капитальному ремонту поселковых дорог. Знаю, как этого ждут наши жители и как это важно для города.
То, что Магнитогорск взял курс на поселковые дороги, заметил и губернатор Алексей Текслер. Он поставил Магнитку в пример главам муниципалитетов во время рабочей поездки в город металлургов 3 мая.
– Я хочу сказать спасибо главе города Сергею Бердникову за уделённое поселковым дорогам внимание, – отмечает Сергей Сорокин. – Потому что раньше никому до посёлков не было дела. Где мы там ползаем, по какой грязи. И уже третий год такие объёмы дорожных работ ударные. И депутатский корпус, и глава района также помогают. Идёт такая плотная совместная работа.
Местами дорожный ремонт действительно давным-давно назрел. Например, переулок Кузбасский в посёлке Новостройка, где проблема была даже не в ямах и грязи – сюда не могла проехать машина ЦКС и забрать мусор. Заезд был физически невозможен, к тому же участок тупиковый. Жителям приходилось относить мусор далеко, на улицу Ярославского. Это, во-первых, очень неудобно, особенно пожилым, а во-вторых, центральная дорога стояла вся в мешках.
“МИС” отсыпал дорогу фрезерованным асфальтом и сделал разворотную площадку. Теперь машина регоператора может спокойно заехать, развернуться по площадке и забрать мусор – словом, эта назревшая и острая проблема в посёлке решена.
Вот ещё пример, когда жители посёлка остро нуждались в новых, хороших дорогах – в Горнорудном дороги не ремонтировались с 90-х годов ни разу. Именно здесь их 30 лет отсыпали скальником.
По центральной улице – Ярославского – весь посёлок ходит в школы, детские сады, на маршрутки и трамваи. Раньше путь до работы или садика становился испытанием. А единственная обувь, которую летом, осенью и весной носили жители – это сапоги.
– Дорога убита была просто. Грязи по колено, яма на яме. Вся будто в воронках. В прошлом году посёлок весь полностью “закатали” фрезерованным асфальтом. Когда ремонт начался, жители выходили и говорили: “За 20 лет впервые пойду на работу в кроссовках”, – рассказал Сергей Сорокин. – Все очень довольны. Вплоть до того, что дети на него семечки не грызут.
Или взять улицу Хмельницкого – могло бы показаться, что её бомбили. Если по ней проезжала машина – пыль стояла столбом, и жители посёлка вообще не могли открыть окна. Сейчас дорога ровная и удобная – её отсыпали фрезерованным асфальтом, который закатали большим катком.
– На переулке Орском проводили газ. Сами представляете, что после проводки газа с дорогой творится – глина по колено, – пояснил Сергей Сорокин. – Дорога теперь обновлённая, ровная, красивая. Такая же ситуация с улицей Дзержинского, где тоже проводили газ. Люди не могли даже на машине к дому подъехать и пройти по Дзержинского в обычной обуви – такая грязь стояла. Дорогу отсыпали фрезерованным асфальтом и закатали. Переулок Бородинский был в непригодном состоянии, весь в ямах – машины, проезжая по нему, “убивались”, ноги можно было переломать. Участок уложили свежим и ровным покрытием, теперь здесь приятно и ходить, и ездить.
За два последних года дорожный ремонт в посёлках приобрёл небывалый темп. Если раньше, отметил руководитель КТОС, за год делали максимум три дороги, то, к примеру, в 2024 году в планах привести в порядок порядка более десяти. Строительный сезон не так давно начался – а уже готовы переулок Дальний, улица Барбюса, дублёр улицы Ярославского, улица Гвардейская, переулок Орский, переулок Кузбасский, улица Хмельницкого, переулок Бородинский, участок улицы Сульфидной, улицы Дзержинского, Желябова, Рязанская, Буранная, Джамбула.
– Сейчас мимо улицы Лазника проезжал в частном секторе, там грейдер отсыпает улицу асфальтовой крошкой. Пол-улицы уже почти отсыпали. В этом году делают и улицу Гвардейскую – она уже лет 8 стоит в списках, но всё не получалось до неё добраться. Она очень широкая и длинная, очень многие жители просят её отремонтировать. На Гвардейской земляное покрытие, сами представляете, что на дороге творится осенью и весной. Её уже практически отсыпали, но большегрузы по покрытию проехали и продавили немного. Дорогу досыпят чуть позже – нужно сделать метров 50. Но в целом, чтобы такими темпами дороги делали – никогда такого у нас не было. Люди рады. Сам еду – чистенькая, ровная дорога. Самое главное, грязи нет. Дети ролики и велосипеды достали. Катаются, домой не загонишь.
Жители посёлков не просто рады новым дорогам – они и сами активно принимали участие в строительстве, проявляя поразительное единодушие.
– Заходит в посёлок техника, смотришь – вся улица выходит с лопатами, с граблями, начинают разравнивать отсыпанный материал, например, чтобы съезд ровным был, – поделился Сергей Сорокин.
Несколько улиц и вовсе, может быть, попадут под укладку горячим асфальтом в связи со строительством новой дороги в Магнитогорске. Речь идёт, в частности, об улицах Васнецова, Ярославского, а также Лермонтова – дорожная артерия, которая проходит через посёлки Карадырский, Новомагнитный и Дзержинский.
Пока перечисленные дороги только отобраны в списки и всё находится на стадии планов. Однако жители надеются, что эти планы вскоре осуществятся.
Впрочем, и фрезерованный асфальт на поселковые дороги идёт качественный. И если класть его при хорошей температуре, то он скатывается и почти не уступает по свойствам новому асфальтобетоновому покрытию. Конечно, местами фрезерованный асфальт не держится так, как хотелось бы. Например, весной по улице Васнецовой идёт много воды – полотно кое-где размывает. Если класть новый асфальт, то его не размоет, потому что вязкость материала лучше.
И всё же дороги в посёлках делают на совесть. Сергей Сорокин отметил: качество материала сразу видно.
– Бывает так, что снимают старый асфальт, который лет 5-8 не меняли, тогда качество “фрезы” не очень высокое. А, например, дорога на Зелёном Логе простояла 3-4 года, её поменяли – и асфальтовая крошка идёт очень хорошего качества. Идёшь – она к ботинкам даже прилипает. Покрытие жирное, хоть на хлеб мажь. Если станция режет асфальт правильно, то получается мелкая фракция, а если полотно снимали ещё и большим слоем – то это ещё лучше, “фреза” приходит идеальная и закатывается хорошо. Взять улицу Пахоменко, фрезерованный асфальт для неё брали откуда-то с правого берега. Дорога уже два года стоит, за это время её укатали, теперь она совсем как асфальт.
Совсем иная история случилась с улицей Прянишникова. Для ремонта пришла крупная асфальтовая крошка, куски были с кулак – видимо, отметил Сергей Сорокин, резали какой-то карман и плохо измельчили. Полотно удалось закатать, но хватило его до весны – образовались ямы и бугры. В этом году “Магнитогорскинвестстрой” привёз хороший материал, и его разровняли – ситуацию исправили.
– Да, бывают камешки, которые не прилипают, но это намного лучше, чем ямы по полметра, грязь по колено и пыль столбом, – подчеркнул руководитель КТОС. – И есть очень большой плюс – раньше дороги шли волнами, зимой образовывалась большая колейность. Отсыпанная асфальтовой крошкой дорога чёрная, ровно закатанная, она и тает быстрее, и в зимний период её легче чистить, снежный покров хорошо отстаёт.
Руководство КТОС11 работает в тесном взаимодействии с МИС. Каждый день, рассказал Сергей Сорокин, приходится приезжать по три-четыре раза на объекты и решать самые разные вопросы.
– Контролируем, выезжаем. Бывают от жителей замечания и предложения. Например, звонят и говорят: “У нас дорогу отсыпают и засыпали канаву”. Выезжаешь, совместными усилиями с “МИС” решаешь проблему, отгребаешь эту канаву. Или, например, на улице Кузбасской грунтовыми водами водосточную трубу поддавило, и она наверх вылезла. Если всё оставить как есть и дорогу отсыпать – ни к чему хорошему это не приведёт. Пришлось звонить в “МИС”, сообщить о ситуации и вызывать экскаватор. Приехали рабочие, опустили эту трубу, всё успели сделать до засыпки. Постоянно такие локальные задачи решаем, на телефоне с мастерами, с грейдеристами. Где-то случаются и конфликтные ситуации. Например, некоторые люди, видя, что дорогу ремонтируют, выходят и говорят: “Нам не надо отсыпать дорогу, нам новая дорога нужна”. Я приезжаю и объясняю, что фрезерованный асфальт – временное решение. Город вкладывает деньги, и дороги потом будут на новые меняться. Надеемся, что финансирование на частный сектор будет выделяться. А был ещё такой случай: житель посёлка оказался против ремонта дороги. Говорит: вот сейчас вы сделаете дорогу, у нас начнут гонять машины, скоростной режим нарушать. Или звонят грейдеристы: “Сергей, нам здесь провода мешают”. Поднимаем провайдера, просим: “Ребят, мы можем порвать провода, приезжайте, подтяните их”.
Работы идут на средства городского бюджета. Материал отсыпают, равняют и закатывает ООО “МИС”. Доставляют фрезерованный асфальт “Стройтех”, “МИС”, дочернее предприятие комбината тоже возит материалы.
В целом, ещё много дорог предстоит привести в порядок – 40-50 по всем 6 посёлкам.
Фото Сергей СОРОКИН