Как-то Александре Васильевне Логиновой довелось попасть в больницу с переломанной рукой, и врач ее успокоил: «Ничего, бабушка, до девяноста лет еще доживете!». Сейчас ветерану уже сто лет, и она принимает поздравления с солидным юбилеем в просторной, светлой квартире, где живет с дочерью и зятем. Еще в прошлом году пожилая женщина самостоятельно выходила на улицу, покупала продукты в магазине, разбиралась в ценах. Однако этой зимой семья уговорила: “Ты уж не рискуй, а то на улице много снега и скользко. Вот наступит теплое время – тогда выйдешь”.
– Какая привилегия! – качает головой юбилярша, увидев еще одного пришедшего в гости журналиста. – И чем я заслужила такое внимание? Жила, как все, трудилась, детей и внуков растила.
Первое, что вспоминает Александра Васильевна, – свое голодное и холодное детство, когда приходилось только мечтать о кусочке хлеба с маргарином или красивом наряде. Сама она из семьи спецпереселенцев, которые строили Соцгород, принимали участие в возведении плотины на реке Урал, чтобы обеспечивать водой металлургический комбинат. Отец Василий Лукьянович Илюхин – участник Гражданской войны, геройски сражался под командованием Василия Блюхера. Когда вернулся в родную деревню Новое Чирково Бугульминского района, бывшего красноармейца поставили председателем колхоза. Постепенно в личном хозяйстве Василия Лукьяновича появились три лошади и один тяжеловоз. Вскоре по донесению односельчанина его объявили врагом народа, раскулачили и направили вместе с семьей на Магнитку:
– Привезли нас сначала в баню – мы в одном вагоне разделись и перешли в другой, натопленный, где все помылись. А потом распределили в палатки. На работу спецпереселенцы ходили под конвоем, по ее окончании отмечались в комендатуре. С наступлением холодов люди стали убегать на родину, но их находили и возвращали. Из Татарии много нас привезли. У всех жены были молодые, с маленькими детьми, многие из них не выжили из-за нехватки питания. У моей мамы Татьяны Федоровны из семерых детей только я и осталась. Жили сначала в палатках, потом мать нашла место в бараке, куда мы и вселились. В это строение было три входа – два сбоку и один посередине. На каждого человека норма была по 50 сантиметров, спали на узких кроватях – здесь татарин, там русская, так и жили.
В 1932 году Сашина мама заболела туберкулезом и умерла. Отец женился снова, пришлось жить с мачехой и ее сыном, нянчиться с появившимися позже на свет двойняшками. Когда наступила пора идти в школу, дети по полгода разучивали азбуку, потому что родители ничем им помочь не могли. В то время появились многочисленные ликбезы, чтобы всех обучить грамоте. Саша закончила школу, потом пошла учиться в ФЗО на разметчицу по металлу. Молодые годы пришлись на трудное военное время. Работали на металлургическом комбинате сверхурочно, дисциплина была строгая. Саше, как и другим ее сверстникам, постоянно хотелось есть, но с продуктами было трудно. Выживали как могли.
– Работала я в котельно-ремонтном цехе ММК, рядом со мной было много спецпереселенцев, – рассказывает Александра Васильевна. – Производство трудное, шумное, поэтому нас называли глухарями. Потом пошла работать комплектовщиком, какое-то время ходила в учениках, чтобы освоить эту специальность. Когда работали на домне, довелось видеть директора металлургического комбината Григория Носова. Какой он беспокойный, добрый человек был! Ночью приходил на производство, смотрел, как ремонт делается. Мы работали по 12 часов, и часто это были ночные смены.
7 ноября 1948 года Александра вышла замуж за фронтовика Ивана Логинова. Родила четверых детей: в 1949 году появился Николай, в 1951-м – Евгений, в 1954-м – Татьяна, в 1958-м – Владимир. Жили на Брусковом поселке в полуподвальной квартире. Потом молодой семье дали отдельную двухкомнатную квартиру на Березках. А в феврале 1967 года Логиновы переехали в трехкомнатную с левого берега на правый, на улицу Советскую. Александра в свободное время любила читать, собирала библиотеку, занималась вышиванием, шитьем, вязанием. Все сыновья отслужили в армии, потом женились. Дочь вышла замуж, стали появляться внуки. Леночка Логинова – самая первая, долгожданная, любимая всеми внучка, да еще и красавица. Всего у Александры Васильевны 10 внуков, 13 правнуков. Все любимы и желанны.
На пенсию Логинова вышла в 1979 году с НИИметиза, где последние годы заведовала складом. Когда по приглашению бывшего коллеги впервые пришла в институт, увидела столько приборов и заграничного оборудования, что даже растерялась. Но со временем так вникла в это дело, что вновь назначенный начальник сказал: да ты разбираешься лучше меня! Александра Васильевна действительно навела в хранении техники идеальный порядок, все записывала, а приходные на всякий случай копировала.
В 1981 году умер муж, и, чтобы не сидеть дома, женщина пошла работать – то ларек подметала, то вьетнамских ребятишек нянчила. Так прошли еще двадцать лет, пока Александра Васильевна, сломав руку, не решила полностью посвятить себя домашним делам, своей большой и дружной семье. А еще женщина много читала, особенно ей нравились встречи с магнитогорским историком и краеведом Геннадием Васильевым, у которого она приобрела 17 больших книг о репрессированных. В одном из томов, кстати, написано и про семью Илюхиных – такова девичья фамилия Александры Васильевны.
Удивительно, но в свои сто лет Александра Васильевна довольно обстоятельно рассказывает о своей жизни, о переменах, которые произошли с приходом к власти Михаила Горбачева. Она в курсе всех последних новостей, которые черпает по большей части из телевизионных новостей. Слух и зрение, конечно, уже не те, что были раньше, но разобраться в каких-то актуальных темах ей вполне по силам.
На вопрос, в чем секрет ее долголетия, 100-летняя магнитогорка отвечает почти без запинки:
– Надо выполнять добросовестно, что тебе поручают, работать честно, тогда проживешь долгую и счастливую жизнь. Раньше ведь как плохо было со снабжением – везде очереди, продуктов не хватало. А сейчас какая жизнь! Я Владимиру Путину очень благодарна за то, что все можно купить и живем мы в хороших условиях. Так что в будущее я смотрю с большим оптимизмом.